Редко встречаются фильмы, в любви к которым сходятся представители самых разных «референтных групп»: кинопроизводители, критики, обыватели. Таков случай «Артиста».
На него уже пролился золотой дождь всевозможных наград, и в ближайшем будущем создатели явно обзаведутся еще и комплектом «Оскаров». Обаяние этой картины велико, даже завзятые циники не хотят ему противиться.
Снимать в 2011-м черно-белую немую фильму, согласитесь, — риск. Но оказывается, кто рискует, тот срывает аплодисменты крупнейших фестивальных залов и собирает «Золотые глобусы» пачками. Самой довелось смотреть «Артиста» в набитом до отказа кинотеатре «Художественный» в один из вечеров ММКФ. Такой живой, благодарной реакции профессиональной аудитории давно не помню. Накатывает какая-то коллективная генетическая нежность к самой эстетике немого кино. Ностальгия по простодушию. Ведь ясно, что перед тобой — игрушка, стилизация, и в ней оправданы наивность, сентиментальность. Так можно отключить на полтора часа защитные «настройки», приобретенные за годы просмотра актуального кино, и воззриться на экран, как в детстве. Но хорошо бы пойти на «Артиста» еще раз — тогда уже сможешь оценить виртуозность замысла Хазанавичуса, тонкую и добрую иронию над приемами и штампами кинематографа начальной поры.
Думается, что именно доброта, человечность «Артиста» берут города. Можно только представить себе, какую титаническую работу проделала команда, чтобы столь совершенно сымитировать кино времен Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд. Но на экране все легко, изящно. Тут, конечно, велика и заслуга актеров: они отлично чувствуют жанр, но умудряются обойтись без всего того, что заставляет сегодняшних студентов киновузов хохотать над игрой первых кинозвезд. Жан Дюжарден уже отмечен призом Каннского фестиваля и «Золотым глобусом» за лучшую мужскую роль, номинирован на «Оскар». Другой на его месте, может, сыграл бы всего лишь маску, пародию на Фэрбенкса или даже Кларка Гейбла, а он создал образ человека, экранной маской которого был удалец с тонкими усиками и обольстительной улыбкой. Его персонажу уготованы не только розы, но и шипы.
Блестящий киноактер Джордж Валентайн, увы, из тех, кто не захотел перешагнуть из немого кино в звуковое и был отбракован уже тогда жестокой машиной голливудского производства. Личное обаяние Дюжардена таково, что его герой благороден, даже будучи в стельку пьян. Недавний любимец публики скатывается все ниже и ниже, но остается красивым и великодушным — так переносили невзгоды аристократы в романах Дюма-отца. Понятно, почему он так дорог молодой голливудской звездочке Пеппи Миллер. За ней волочатся десятки перспективных ухажеров, но она тайно, чтобы не обидеть жалостью, опекает опустившегося Валентайна.
Конечно, в первую очередь это история любви. Но сегодня почему-то сильнее звучит с экрана тема элементарной человеческой благодарности. Возвращая Валентайна в жизнь и профессию, Пеппи отдает долг. Когда-то он, блестящий премьер, дал ей шанс. Теперь ее очередь помочь.
Буквально за минуту до финальных титров в картину врываются голоса — гордыня Джорджа Валентайна сломлена, под натиском Пеппи он ступил на территорию звукового кино. Но как здорово для нас, что это происходит лишь в конце! Оказывается, сильнее способна растрогать история без слов, вполне достаточно редких титров и музыки. За которую, кстати, композитор Людовик Бурсе тоже получил «Золотой глобус».
«Артист». 100 мин. Франция Warner Brothers
Режиссер — Мишель Хазанавичус
В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Малкольм Макдауэлл
В прокате с 14 февраля