Часовым ты поставлен у ворот

Светлана ХОХРЯКОВА

27.04.2012

9 августа исполнится 70 лет со дня «матча смерти», как назвал Лев Кассиль роковой футбольный поединок, в котором советская команда «Старт», состоящая в основном из киевских динамовцев, одержала победу над сборной вермахта Flakelf.

«Матч» Андрея Малюкова — не первая картина об этих событиях. В 1962 году вышел фильм Евгения Карелова «Третий тайм», а в 1981-м — «Победа» американского режиссера Джона Хьюстона, где главную роль сыграл Сильвестр Сталлоне.

Продюсеры «Матча» — пожалуй, самые занимательные герои в данной истории. Помимо Ильи Неретина, известного по «Кандагару» Андрея Кавуна, это Дмитрий Куликов, историк по образованию, и Тимофей Сергейцев, подходящий к кино с позиций бизнеса. Фильм о событиях 9 августа 1942 года был задуман ими еще тринадцать лет назад. Сценарий готовили сами, неоднократно его переписывали, потом год ждали Андрея Малюкова, занятого на другом проекте...

«Матч» не претендует на абсолютную достоверность. Согласно одному из советских мифов, девятерых футболистов-динамовцев, работавших в годы войны на киевском хлебозаводе, расстреляли якобы за воровство. На самом деле спустя неделю после победного матча их отвезли в гестапо, где полтора месяца пытали. Один из футболистов там и погиб. Трое, включая Николая Трусевича, ставшего прототипом главного героя Николая Раневича, расстреляны в 1943 году в Сырецком концлагере. Немцами было поставлено условие: проиграть и тем сохранить себе жизнь (правда, у этой версии тоже есть противники), но динамовцы решили победить. Проиграй они немцам, все равно — погибель. Это ясно по судьбе одного, отмотавшего 15 лет в сталинских лагерях по обвинению в сотрудничестве с фашистами.

Продюсеры «Матча» снимали когда-то документальный фильм «Украина и украинцы», где пытались проанализировать, чем же была эта республика в составе СССР. В Киеве ту картину запретили. У «Матча» не менее драматические взаимоотношения с украинскими чиновниками. 20 февраля ленту показали киевскому начальству, через два дня подготовили копию на украинском языке, затем ждали присвоения фильму категории, необходимой для проката. Ответа из украинского Госкино долго не было. Продюсеры оценили ситуацию как фиглярство, пляску под дудку украинских националистов, обвинив киевских чиновников в намеренном срыве проката. Киевскую премьеру, намеченную на 26 апреля, собирались проводить хотя бы на уровне закрытого показа. Но все обошлось.

Это еще один инцидент после попыток запретить на Украине «Август. Восьмого» Джаника Файзиева. Опасения местных начальников непонятны: чего бояться, когда имеешь дело с довольно-таки приблизительным кино, не вызывающим сильных эмоций?

Главного героя, совершающего подвиг на футбольном поле, играет Сергей Безруков. В течение нескольких месяцев он тренировался под руководством вратаря Сергея Овчинникова, смотрел хронику, фильмы про легендарного Льва Яшина, вспоминал рассказы своего деда о войне — о том ощущении животного страха, которое надо было преодолевать постоянно. Безруков говорит на экране по-одесски, но без утрированной интонации, что уже оценили одесситы. Вообще Сергей, будучи ответственным артистом, сделал все, что мог в данной ситуации.

Женская линия фильма полностью придумана. По идее авторов подруги футболистов здесь — больше чем просто женщины. Тимофей Сергейцев объяснил замысел: «За что еще воевать? За женщин, конечно, тем более что Родина — женщина». Но как раз к этой линии больше всего вопросов. Героиня Екатерины Климовой открыто живет с немцем, цветет и пахнет, вполне счастлива, словно не убивали на ее глазах целую армию душевнобольных из психиатрической клиники, где она работала. Елизавета Боярская играет гламурную возлюбленную Раневича, доставленную сюда из какой-то псевдоэпохи. Ради спасения жениха она сожительствует с бургомистром, нарядная бегает по задворкам, где приютила еврейскую девочку. Эти барышни олицетворяют Родину, и мы должны им верить.

Андрей Малюков, известный по фильму «Мы из будущего», — безусловно, профессионал, он знает толк в жанре. Но сериальное мышление проецируется на кино, и это всеобщая напасть. Кстати, в ближайшее время появится четырехсерийная версия «Матча». Однако и без того весь фильм пропитан духом сериала. Не спасает даже то, что монтировала картину обладательница «Оскара» Габриэлла Кристиани, на ее счету «Последний император» Бернардо Бертолуччи и наш «Кандагар».

МАТЧ 
«Рекун-Синема», 2012, 117 мин. 

Режиссер Андрей Малюков 

В ролях: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Екатерина Климова, Станислав Боклан, Остап Ступка, Александр Кобзарь, Никита Тезин 

В прокате с 1 мая

Читайте также:

Правда о "Матче смерти"