Слишком Старый Свет

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

17.11.2015

На протяжении последних десятилетий одна пенсионная реформа во Франции сменяет другую, но ни одна не приносит реальных результатов. По мнению большинства экономистов, единственным путем спасения является дальнейшее повышение пенсионного возраста.

Сегодня официальный возраст ухода на заслуженный отдых — 62 года. Исключения делаются для тех, кто начал трудовую деятельность раньше 20 лет или был занят на тяжелых работах. 

При этом для получения максимально возможной пенсии надо проработать 41,5 года, и на протяжении этого времени делать отчисления в фонд. Для большинства французов выплаты составляют 16,35% зарплаты. За наемных служащих половину суммы вносит работодатель. Представители свободных профессий, ремесленники и мелкие предприниматели обходятся своими силами. 

Согласно официальным данным, пенсия составляет примерно 75% от былого заработка. Средняя равняется 1306 евро. (Женщины в реальности получают на четверть меньше.) Ежегодно сумма пересматривается с учетом роста инфляции. Кроме того, существует и минимальная пенсия по старости («Пособие по солидарности с пожилыми людьми»), которая начисляется даже тем, кто по разным причинам не делал отчислений в пенсионный фонд. Для одинокого человека это 800 евро в месяц, для семейной пары — 1242 евро. 

Свыше 350 000 французов получают пенсию и продолжают работать. В этом случае общая сумма не должна превышать зарплаты до ухода на покой, иначе пенсия автоматически снижается.

В целом пенсионная система Франции чрезвычайно сложна и запутана. А сейчас она и все глубже погружается в пучину дефицита, который оценивается в 37 млрд евро. Это связано главным образом с тем, что население стремительно стареет, и ряды пенсионеров растут. Сегодня их около 16 миллионов. Десять процентов перебрались на ПМЖ за границу — преимущественно в страны Магриба или в Португалию, где жизнь дешевле. Если сегодня на 100 пенсионеров приходится примерно 170 работающих, то через 15 лет число последних сократится до 150. Дополнительные проблемы создают практически нулевые темпы роста экономики и рекордный уровень безработицы в 3,5 миллиона человек.