Владимир Кехман провел первую встречу с коллективом МХАТа

Елена ФЕДОРЕНКО

03.11.2021

Владимир Кехман провел первую встречу с коллективом МХАТа

Новый гендир хочет вернуть в театр Татьяну Доронину

27 октября генеральным директором Горьковского МХАТа, который до сих пор называют доронинским, был назначен Владимир Кехман, и через несколько дней коллектив покинул его худрук Эдуард Бояков. Он написал заявление «по собственному желанию» и прокомментировал: «Я уволился из МХАТ им. Горького. Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал, несмотря на то что у меня пятилетний контракт. Устраивать оппозицию или фронду в ситуации, когда руководство не хочет со мной работать, — не в моих правилах. Озвученная Кехманом причина — мое отношение к Дорониной. Ни эти, ни другие аспекты моей коммуникации с Кехманом я комментировать не буду. Не вижу смысла, тема закрыта. Благодарю тех, кто со мной сотрудничал. Это были радостные и содержательные три года. Искренне желаю МХАТу успехов и развития. Что касается моих планов напишу позже».

Истина, что два медведя в одной берлоге не уживутся (оба, и Бояков, и Кехман, прежде всего успешные продюсеры), известно давно. Почти зеркальная ситуация сложилась в самом начале бояковского правления (с 4 декабря 2018-го) для Татьяны Дорониной, возглавлявшей театр более трех десятилетий. Ей тогда создали должность почетного президента МХАТа, но не подкрепили ее реальными рычагами воздействия на политику театра. С тех пор в театре она больше не появлялась. Группа артистов и сотрудников театра достаточно организованно и упорно боролась за возвращение Дорониной проводили митинги, пресс-конференции, писали письма. Защитники Дорониной сразу же стали для нового руководства париями: из репертуара один за другим исчезали спектакли, в которых они играли, на сборы труппы путь им был заказан.

Руководство пыталось, с одной стороны, потушить конфликт и, с другой, упорно реализовывало свое видение развития театра, которое вызвало у многих еще больше отторжения и подливало масла в огонь. Во МХАТе росли кулуарные «сцены» —  площадки, где развернулась активная внетеатральная деятельность: лекции, йога, танцы для всех, от ребятишек до пенсионеров. Между тем по поводу главной специализации, собственно театральных постановок, у критиков возникало тоже немало вопросов. Самым заметным событием стал проект «Лавр» по роману Евгения Водолазкина, но, говорили оппоненты, спектаклем его можно назвать с натяжкой, слишком много в нем было демонстрации эпатажа и зрелищности для привлечения внимания зрителей с нестрогим вкусом. «Под занавес» прошлого сезона в афише театра появился «Чудесный грузин», где одну из заметных ролей сыграла «выпускница» известного своей репутацией телешоу «Дом-2» певица и телеведущая Ольга Бузова. Для многих в появлении медийной персоны в спектакле было что-то оскорбительное, вызов русской актерской школе. Зачем годами осваивать профессию, а потом всю жизнь оттачивать актерское мастерство, если вполне достаточно популярности в иной сфере?

Скорее всего, именно из-за конфликта и череды скандалов театр попал под долгую финансовую проверку. Тогда впервые и заговорили о кадровом «откате назад» в высшем эшелоне театральной власти. Его ожидали в мае нынешнего года, когда вступал в силу обновленный Устав МХАТа с внесенными изменениями, согласно которым руководство театром переходило в руки его директора (на тот момент и.о. исполнительного директора был назначен Олег Михайлов) и президента народной артистки СССР Татьяны Дорониной. Пока театральный люд строил предположения о новом худруке, не сомневаясь в его появлении, контракт с Эдуардом Бояковым неожиданно продлили. Согласно ему экс-худрук-директор отстранялся от административного руководства и становился художественным руководителем МХАТ имени Горького. В театре продолжала кипеть «факультативная деятельность», позавидовать которой мог бы любой Дом культуры. Лектории, экскурсии по зданию, чтецкие программы, тренаж «души и тела» собирали москвичей и гостей столицы. Летом, перед отпуском, во МХАТе состоялось заседание Общественного совета при Министерстве культуры, где руководство с гордостью рапортовало о сделанном и намечало перспективы. Были продемонстрированы ошеломляющие цифры роста продаж билетов и посещаемости, несмотря на пандемию.

Этой осенью руководство объявило о реконструкции театрального здания, на которую «понадобится не менее 10 млрд рублей». Начать ее не успели заключенный на пять лет контракт с худруком обернулся пятью месяцами.

Вчера, 2 ноября, состоялось собрание творческого коллектива с Владимиром Кехманом, на которое попали те самые «неблагонадежные», которые все неполные три года бояковского правления выступали с требованиями возвратить полномочия Татьяне Дорониной и на коллективные собрания не допускались. Среди «вольнодумцев» была и заслуженная артистка РФ Лидия Матасова, лишенная ролей и возможности работать.

«Культура» попросила ее рассказать, как прошла встреча с новым генеральным директором.

Владимир Абрамович говорил четко и конкретно. Обнадеживает его отношение к Татьяне Дорониной и понимание, как следует обращаться с людьми такого масштаба. Он мечтает наладить контакт с Татьяной Васильевной, вернуть ее к работе в театре и, если будет такая возможность, на сцену. К коллективу директор настроен благожелательно, попросил нас восстановить взаимоотношения в труппе, создать атмосферу, в которой не будет места скандалам и выяснениям отношений. Владимир Абрамович взял два месяца на изучение ситуации и на размышления, потом состоится еще одна встреча с работниками театра, где разговор будет более детальным. Он сказал, что все наши замечания и дополнения будут учитываться. Не скрыл удивления, что коллектив театра слишком многочисленный 395 человек, из них актеров немногим более 90, и актерскую труппу он обещал не сокращать и не оптимизировать. Обеспечивать спектакли будут штатные артисты, на приглашенных звезд у театра пока средств недостаточно. Захар Прилепин продолжит работу в театре. Сам гендиректор не собирается заниматься художественной частью, свою работу сконцентрирует на административно-организационных и хозяйственных проблемах. Свои планы он скоординирует с пожеланиями Татьяны Дорониной как президента театра и программой нового худрука. Реконструкции, видимо, не будет, ее заменит серьезный ремонт, который надо завершить к 2023 году, щедрому на праздники: юбилей Татьяны Дорониной, полвека зданию на Тверском бульваре и 125 лет Художественному театру.

Фотографии: Сергей Киселев / АГН «Москва»; www.balet24.ru