Вратарь у микрофона

Дмитрий ЕФАНОВ Александр ЛЮБИМОВ

01.03.2016

Блестящему голкиперу и одному из лучших футбольных комментаторов Владимиру Маслаченко 5 марта исполнилось бы 80 лет. Его знаменитые слова: «Юра, дорогой, забивай, я тебя умоляю!», адресованные советскому нападающему Савичеву, когда тот бежал к бразильским воротам в финале Олимпиады-88, повторяла вся страна. 

Профессионал высочайшего уровня, Маслаченко не позволял себе высокомерия по отношению к зрителю, напротив, вел незримый диалог, попутно посвящая в тонкости игры, которую любил всем сердцем. О футболе мог говорить часами. И никогда не отказывал в помощи нам, молодым журналистам: «Ну, что тебя интересует, старик, — спрашивай». Маслаченко умел дружить, и неудивительно, что его друзья охотно откликнулись на предложение «Культуры» вспомнить мэтра. 


Валерий БАРИНОВ, народный артист РФ:

— Впервые увидел Владимира Никитича еще пацаном, когда он в составе столичного «Локомотива» приехал в мой родной Орел на товарищеский матч с одноклубниками. Мы всем двором ринулись на стадион. Маслаченко был настоящим хозяином в штрафной площадке. Спортивная форма сидела на вратаре, как влитая. Фирменная кепка тоже при нем — образцовый голкипер. В той игре он взял пенальти и поразил потрясающей уверенностью.

Лично удалось познакомиться спустя много лет. В 1980 году кинорежиссер Юрий Озеров снимал документальный фильм с игровыми вставками о московской Олимпиаде. Володя выступил в роли самого себя, будучи в то время уже известным комментатором. Я играл второго оператора. Мы быстро нашли общий язык. И по ходу одной из бесед заключили пари. Я пообещал, что за время съемок ни разу не попаду в кадр. Мне долго удавалось «увиливать». Но пришло время снимать сцену под рабочим названием: «Идут тележурналисты на работу». Команда: «Мотор!» Двигаемся прямо на камеру. Маслаченко потирает руки — все, выиграл. Но я заранее приметил рядом чемоданчик. Два шага в сторону — и меня в кадре нет. Володя после подошел и говорит: «Я так бы не смог». Умел достойно принять поражение. 

С тех пор поддерживали отношения. Всегда с удовольствием слушал его репортажи. Немногим дано столь тонко чувствовать суть игры. Его прогнозы практически всегда сбывались. Помню, мой любимый «Локомотив» заключил мировую в Милане с великим «Интером» — 1:1. Результат порадовал, но казалось, что в ответной встрече в Москве соперник расставит все по своим местам, ведь до этого железнодорожники итальянские клубы не побеждали. Поделился переживаниями с Володей, а он в ответ: «Все будет хорошо. Выиграем, и крупно!» Так и вышло. Разгромили хваленых итальянцев — 3:0. 


Виктор ПОНЕДЕЛЬНИК, автор победного гола в финале Кубка Европы-1960: 

— Молодым удивительно слышать, но долгое время наш победный матч с югославами в финале Кубка Европы 1960 года было невозможно увидеть даже в записи. Позднее отдельные фрагменты встречи раздобыл Николай Озеров, но берег их как зеницу ока. Коллегам с телевидения ничего не показывал. Ездил по стране, рассказывал простым людям о нашей победе и сопровождал истории уникальными кадрами кинохроники. Однако даже у Озерова не получилось достать полную версию матча, а Маслаченко смог! Незадолго до смерти разыскал коллекционера, и тот передал уникальную запись. Первым делом устроили на телевидении служебный просмотр. Вице-президент РФС Никита Симонян с удовольствием заметил: «Подобные матчи надо показывать молодым, дабы они не говорили, что мы играли во времена динозавров, а футбол был медленным».

Володя Маслаченко оставил яркий след в истории нашего вида спорта как отличный голкипер и прекрасный комментатор. И еще благодаря ему последующие поколения смогут увидеть грандиозный успех сборной СССР в розыгрыше первого Кубка Европы.


Евгений ЛОВЧЕВ, лучший футболист СССР 1972 года:

— В «Спартак» меня взяли двадцатилетним пареньком. Когда решался вопрос о зачислении, случайно встретил на перроне Ленинградского вокзала Маслаченко. Подойти постеснялся, ведь Володя был популярным вратарем, любимцем болельщиков. Видимо, Никитич это почувствовал и сам направился в мою сторону. И, словно сто лет знакомы, спрашивает: «Это тебя берут в «Спартак»?» Можете представить, чтобы современные звезды знали в лицо юниора, да еще ездили на электричках...

Вне всякого сомнения, Маслаченко — легенда. Не скажу, что он был лучшим комментатором в плане владения русским языком, но обладал неповторимым умением наладить прямой контакт с телезрителем. Болельщики видели в нем не напыщенного эксперта-всезнайку, а умудренного опытом профессионала, который не гнушается вступать в диалог с рядовыми любителями футбола. Его репортаж с финального матча сеульской Олимпиады, когда наши обыграли Бразилию, считаю одним из лучших в истории телевидения.