Дикая Клюква

Алексей КОЛЕНСКИЙ

10.10.2019


«Дикая Лига»
Россия, 2019

Режиссеры:
Андрей Богатырев и Арт Камачо

В ролях: Владимир Яглыч, Дмитрий Назаров, Иван Охлобыстин, Эдриан Пол, Уильям Шокли, Аделина Гизатуллина, Олеся Судзиловская и др.

12+

В прокате с 24 октября

Режиссеры Андрей Богатырев и Арт Камачо сняли спортивную драму «Дикая Лига» — о появлении футбола в России. Правда, распределение ролей в творческом тандеме осталось загадкой: присутствия постановщиков в картине не наблюдается.

1909 год. Смурной волжский бурлак прибывает в Москву и встречает обаятельного британского джентльмена — организатора боев стенка на стенку. Отличившись в кулачном поединке, Варлам (Владимир Яглыч) получает заманчивое предложение «погонять кожаный пузырь». Оказывается, Паркер (Эдриан Пол) прибыл в Россию не ради мордобоя, а для продвижения новомодной футбольной игры и решил перековать громилу в форварда.

Варлам немедленно приступает к индивидуальным тренировкам: «Тавай, тавай, ти наша будушчая швешда!» — гоняет новобранца помощник промоутера, крепко пьющий тренер Джонс (Уильям Шокли).

Попрыгав по ступенькам, натягавшись бревен и отфутболив мяч за облака, юноша успешно дебютирует в поле. Но выиграть первый матч Варламу не суждено. Супруга Паркера Элис (Олеся Судзиловская), отчего-то выдаваемая англичанином за сестру, приревновала «швешду» к его подруге и, пока Варлам гонял мяч, решила уморить соперницу. Не на ту напала. Зазноба бурлака, Малика (Аделина Гизатуллина), оправилась от яда, зарезала наемного убийцу и, покрутив бусинку на ожерелье, сглазила возлюбленного в разгар футбольного поединка.

Паркер и Элис сполна расплатились за женское вероломство. Инвестор команды Модест по прозвищу Сатана (Евгений Коряковский) прикончил британца и отправил его благоверную в публичный дом отрабатывать долг. А Малика снова не растерялась — покрутила бусинку, и Варламу улыбнулась удача: форварда взял под крыло новый спонсор, фабрикант Балашов (Дмитрий Назаров). Он же нанял протрезвевшего Джонса и сформировал свою команду из худосочных уголовников с Хитровки. Ребята не подкачали. Варлам опять оказался лучше всех. Дикая Лига полюбились болельщикам и спонсорам.

Фанаты «кожаного пузыря» оказались достойны отдельной песни. На фоне прилично одетой зрительской массовки солирует пара слепых побирушек и их умственно отсталый приятель, азартно комментирующий футбольную баталию в жестяной рупор. Замечена и публика посерьезнее. Кроме психопата Сатаны, мечтающего прибрать к рукам футболистов Балашова, в отдельной наспех сколоченной ложе объявляется господин в белоснежном военном кителе. Загадочный аристократ с крашеной рыжей бородкой и ледяным взором гарантирует спортсменам личное покровительство. Балашов торжествует. Модест посрамлен. Радужное будущее профессионального российского футбола не за горами: в эпилог на стадион выбегает олимпийская сборная, и Артем Дзюба салютует переполненным трибунам. Занавес.

О художественных достоинствах вампуки говорить не приходится. Складывается впечатление, что продюсер изгнал с площадки сорежиссеров и смастерил картину в меру собственных сил. 57-летний Игорь Добровольский дебютировал в профессии шесть лет назад. Отличился на ниве подросткового хоррора («Владение 18»), молодежной комедии («Москва, я терплю тебя») и детской анимации («Фиксики: Большой секрет»), а затем замахнулся на историческую спортивную фреску и доказал: голь на выдумки хитра!

Прикупив западных звезд и арендовав полторы сотни костюмов и платьев начала ХХ века, Добровольский словно решил сэкономить на локациях. Итого, в кадре попеременно фигурируют три объекта: исторический мосфильмовский городок под открытым небом, футбольное поле в сельской местности и студийный павильон, изображающий кабак, публичный дом и каземат Сатаны.

Незабываемые впечатления дарят операторы, озабоченные лишь тем, чтобы в объектив не попало что-то лишнее. Злоупотребляя короткими крупными планами, они то и дело ставят исполнителей в неловкое положение — актеры не успевают сыграться, а лишь изображают на лицах «подходящие» мины. В итоге никто ни с кем не монтируется — ни Варлам-Яглыч с Маликой-Гизатуллиной, ни Паркер-Пол с Элис-Судзиловской, а Балашов-Назаров уживается лишь с аппетитно уплетаемой кулебякой. А художники ленты откровенно развлекаются кто во что горазд — то поднесут Балашову позаимствованного в супермаркете «Хамовнического» пивка (без «ятя»), то изобразят за спиной фабриканта логотип «Кофеманiя», выполненный современным кеглем.

О спортивном противоборстве нет помину, мы даже не видим футбольное поле, а лишь распасовки, потасовки да голы. Игроки либо финтят под невнятный рэп (и то и другое довольно экзотично для начала ХХ века), либо демонстрируют грязные силовые приемы. Зачем предлагать любителям футбола продукт такого уровня — остается загадкой. Зато вполне очевидна причина отсутствия сорежиссеров на премьере...