Раду Поклитару: «Бал Наташи Ростовой для Сочи готовился полтора месяца»

Елена ФЕДОРЕНКО

09.02.2014

?вы 60-х… Начало XIХ века представили хореографической картиной «Первый бал Наташи Ростовой». Для созвездия ярчайших артистов балета во главе с легендарным Владимиром Васильевым ставил танцы замечательный хореограф Раду Поклитару. На следующий день после церемонии открытия мы связались с Раду, и вот что он рассказал «Культуре».

культура: У экранов вечером 7 февраля собрались три миллиарда человек. Что оказалось не под силу телевидению?
Поклитару: В телевизионной версии, какой бы совершенной она ни была, невозможно совместить камерную и нежную историю взаимоотношений пяти персонажей из романа «Война и мир» и поистине вселенский размах самого бала с 35-метровыми колоннами и четырьмя сотнями участников. Думаю, что компромисс был все же найден. Но это компромисс…

культура: Как и когда Вы получили столь ответственное приглашение? Сколько шла работа?
Поклитару: Мне позвонил главный режиссер церемонии открытия Андрей Болтенко и предложил встретиться. На первой же встрече он рассказал про идею, которую — правда, неоднократно преобразованную, мне в итоге удалось воплотить в жизнь.

Работа с артистами началась в начале декабря в Краснодаре. Спустя две недели после начала репетиций у нас все было готово. С 6 января по 7 февраля я с ассистентами продолжил репетиции уже в Сочи. Итого — полтора месяца. Очень короткий срок по мировым меркам. По секрету скажу, что на финишной прямой я уже был абсолютно убежден: можно было и этот срок сократить недели на две, причем — легко, без потери качества.

культура: Откуда участники сцены «Бала»?
Поклитару: О! Участники за это время стали для меня почти семьей! Большая часть ребят — члены Союза танцевального спорта России. Спасибо его президенту Валентину Юдашкину, а особая благодарность его «правой руке» — Насте Титковой, которая провела со мной бок о бок все полтора месяца, собирая свой танцевальный табор — то лаской, а то и угрозами. Также с нами работали танцовщики краснодарского Театра балета Юрия Григоровича. Ну и, конечно, мои дорогие звезды: Светлана Захарова, Владимир Викторович Васильев, Данила Корсунцев, Иван Васильев, Александр Петухов.

культура: Они представляют разные театры: Большой, Мариинский, а Ваня Васильев, показавший почти мировые рекорды прыжков в вариации Дениса Давыдова, сегодня премьер сразу двух театров — Михайловского и Американского театра балета. Владимир Васильев — великий танцовщик — вышел в партии графа Ильи Андреевича Ростова. Солистов выбирали сами?
Поклитару: Признаюсь честно — звезд выбирал по двум категориям: по гениальности, и немного корыстно — чтобы душевно и тепло работалось.

культура: Что оказалось самым сложным и непрогнозируемым?
Поклитару: Я впервые работал с таким количеством людей, и, если честно, то было страшновато приступать к репетициям. Но проблема решилась, когда я пригласил в ассистенты Александра Лещенко. Он — молодой, но бесконечно талантливый хореограф, просто повелитель человеческих масс. А из серьезных проблем? Стадион «Фишт» продуваем всеми ветрами, температура в нем такая же, как и на улице. Поэтому после первой же репетиции у меня заболели 60 человек. Но все сложности уже позади.

культура: Результатом довольны?
Поклитару: Считаю, что всей огромной команде организаторов и участников удалось самое главное — создать Праздник. Я не люблю праздники в жизни — ни Новый год, ни дни рождения, но здесь, в Сочи, был буквально наэлектризован невероятной атмосферой, царящей на стадионе. Сорок тысяч ликующих сердец вокруг — представляете?