Не надо бла-бла?

Станислав СМАГИН, публицист

01.08.2019

Отечественная действительность приучила к тому, что большинство происходящих событий сложно оценивать однозначно. Классический случай — ​идея «Общероссийского объединения пассажиров» о составлении «черного списка» онлайн-ресурсов, помогающих зарабатывать нелегалам рынка междугородних автоперевозок. Данное предложение содержится в письме, направленном в Госдуму. Его цель — ​найти возможность блокировки сайтов за «продажу товаров и услуг, угрожающих безопасности граждан». Под ударом оказались такие популярные сервисы, как BlaBlaCar, Туту.ру, «Яндекс.Автобусы».

С одной стороны, подобная инициатива похожа на попытку конкурентов, например, железнодорожников, избавиться от удобной и бюджетной альтернативы. При этом условия, сделавшие сегмент настолько востребованным, никто корректировать не собирается.

Допустим, мне, как жителю Ростова-на-Дону, периодически приходится посещать другой большой город российского черноморского юга — ​Краснодар. Раньше я пользовался поездами, проходящими с периодичностью примерно раз в полчаса, если не чаще. Теперь этот конкретный маршрут заточен под скоростную «Ласточку» Ростов — ​Туапсе. Цена не кусается, идет поезд быстро, но — ​два раза в сутки. А если время прибытия мне не годится? Пожалуйста, еще пара проходящих, идущих очень долго, отбывающих из Ростова рано утром или же добирающихся в Краснодар глубокой ночью. В летний курортный сезон выбор чуть шире. Сотрудники билетных касс ростовского вокзала так открыто и объясняют — ​есть, мол, задача обеспечить и без того привлекательную «Ласточку» безальтернативным статусом.

Именно поэтому в последнее время я несколько раз пользовался BlaBlaCar — ​и на ростовско-краснодарском маршруте, и на иных. Особых претензий не имею, а вот выгоды и преимущества налицо. При этом я, человек консервативный, при прочих равных выбираю железную дорогу. Но многие — ​опять же именно при прочих равных — ​отдают предпочтение простому и демократичному интернет-сервису, через который можно найти попутный автомобиль и для деловых поездок, и для развлекательных.

Наконец, нельзя не сказать и про глубинные причины крайней популярности BlaBlaCar. Советская система пассажирского водного транспорта разрушена с 1990-х, а малая региональная авиация еще недостаточно развита, зато регулярно заходят нехорошие разговоры о грядущей «оптимизации» электричек. В подобных условиях феномен частного междугороднего такси — ​не блажь, а осознанная необходимость.

С другой стороны, он, сей феномен, совсем небезупречен, и свидетельства тому всплывают достаточно часто. Сюжет про машиниста, через BlaBlaCar зазывавшего пассажиров проехаться из Санкт-Петербурга в кабине поезда, можно расценивать как курьез. Однако широкую огласку получило и множество куда менее веселых историй, связанных с ограблениями и иным причинением морального и материального ущерба. Или совсем уж настоящая трагедия, причем с жертвой-водителем, а не пассажиром — ​декабрьское убийство директора двух ресторанов Burger King Ирины Ахматовой, попутчик которой польстился на десять тысяч рублей и мобильный телефон.

Наконец, нужно учесть важное уточнение, которое сделал председатель «Общероссийского объединения пассажиров» Илья Зотов на своей странице в «Фейсбуке»: «Мы не предлагали блокировать BlaBlaCar, «Яндекс.Автобусы» и прочие ресурсы, всего их 229, если они осуществляют перевозку до восьми пассажиров… Речь о том, что если пассажир бронирует поездку на автомобиле, а по факту его везут на автобусе большой вместимости (свыше 40 мест), перевозчик же не имеет никаких разрешительных документов (в том числе отсутствует технический контроль, нет контроля режима труда и отдыха и т. д.), то такие сервисы должны быть заблокированы. Не буду даже упоминать о том, сколько было ДТП с участием таких перевозчиков в этом году, которые привели к гибели пассажиров, поскольку все эти истории резонансные».

С подобной ремаркой инициатива выглядит уже не столь сомнительной. Более того, и в случае с перевозками на обычной машине двух-трех человек не помешает обеспечить дополнительную прозрачность, чтобы в равной степени добиться максимальной защиты и пассажиров, и водителей и не допустить повторения трагедии вроде той, что произошла с Ириной Ахматовой: ее убийца воспользовался для бронирования поездки фальшивым аккаунтом. Несомненно, все идеи, реально способствующие повышению комфорта и безопасности перевозок, заслуживают самого пристального внимания. А вот попытки под видом заботы о народе применить весь специфический инструментарий дикого капитализма, если и достойны обсуждения с дальнейшими выводами, то исключительно в духе «надо же, до чего додумались».


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции