Хищные вещи века

Диана КАДИ, писатель

10.07.2019

Согласно результатам исследования компании BrandMonitor, оборот на рынке подделок люксовых вещей в России на 30 миллиардов рублей превысил оборот оригинальных товаров. При этом гендиректор консалтингового агентства Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс связала рост популярности копий с низким уровнем доходов населения.

Однако причина погони за брендовыми предметами, пусть и поддельными, кроется, конечно, в другом. Это навязчивая попытка поднять собственную значимость в глазах окружающих за счет псевдолюксовых тряпок. Успех, как писал Достоевский, слишком много значит между людьми, и человек старается выглядеть солидно, интегрируясь в систему восторжествовавших материальных ценностей, чтобы и быть увереннее, и не оказаться вне круга общения. Встречают, как известно, по одежке, а без модного лейбла на ней — ​лучше не заходи.

Солидная часть потребительской аудитории на рынке вещевых подделок — ​молодое поколение. Их кумиры — ​звезды Instagram, демонстрирующие красивую и беззаботную жизнь, на которую они зарабатывают в том числе и рекламой одежды. После просмотра профиля очередной инста-дивы у какой-нибудь студентки из Сызрани развивается комплекс неполноценности. «Чем я хуже?» — ​думает провинциальная девушка и, дабы хоть немного приблизиться к мечте, отправляется в полуподвальный магазин, где покупает липовую сумку Louis Vuitton. И неважно, что та выглядит дико в сочетании с платьем за 900 рублей, купленным на распродаже трикотажа из Индии в ближайшем ДК. Так у нас кавказские парни щеголяют в торговых центрах в куртках Philipp Plein, охранники супермаркетов носят Gucci, а продавщицы в ларьках предпочитают Balenciaga.

Вот только подделка не приносит удовлетворения, потому что внутри у потребителей вещевых фейков все равно свербит от едкого ощущения фальши. Другие могут и не заметить, да, но я-то знаю, что на мне на самом деле. И появляющееся от этого чувство неполноценности не меньше, а может, и больше, чем до покупки заветной сумочки. Клип на песню «Экспонат» группы «Ленинград» ведь не случайно собрал 146 миллионов просмотров. Знакомый образ и приоритеты — ​многие девушки увидели в героине себя.

Жажда казаться, а не быть — ​бич нашего времени. Мы живем не просто в эпоху потребления, а в ее крайней стадии, когда форма оказывается не только важнее содержания, но и в принципе имеет единственную ценность. Это касается и вещей, и людей. Сегодня, чтобы стать примером для миллионов, совсем не обязательно развивать себя как личность или состояться в профессии. Достаточно снять бессмысленный вайн, оскорбить чьи-то чувства, ну или, на худой конец, раздеться. Кстати, эротическая составляющая популярнее всего. Главное — ​обнажаться в luxury-локациях: яхты, частные самолеты, дорогие курорты. Человек вписывает себя в роскошную жизнь, но не как личность, а как товар — ​как часть декорации.

Не так давно на YouTube-канале Ксении Собчак вышло видео, в котором схлестнулись инстаграмщицы и рублевские жены. Женщины разных поколений спорили о том, кто из них больше люкс и имеют ли право звезды соцсетей надевать дизайнерские вещи. Как по мне, интеллектом не были обременены ни юные блогерши, ни дамы постарше. Когда тебе двадцать, кичиться биркой на платье еще простительно, но в сорок пять помешательство на известных брендах — ​явный признак психологического расстройства. В финале же программы «Осторожно Собчак!» героини мерились сумочками.

И главная проблема тут даже не в тех, кто устраивает подобные вещевые поединки, а в тех, кто за ними следит и желает оказаться среди участников баттла, готовый не только носить подделки, но и сам в конечном счете оказаться ею. Такова своего рода матрица, где иллюзия в какой-то момент заменяет реальность. Но фальшивое не способно рождать настоящее, а потому человек неизбежно отрывается от действительности, подобно Икару, устремившемуся к солнцу на крыльях, скрепленных воском. Вот только в данном случае и крыльев-то никаких нет.

Хорошо, если дело ограничивается покупкой подделки, но ведь порой человек, подобно сектанту, буквально трогается умом. Вспомним, к примеру, женщину из Кирова, которая вела трансляции в Instagram, пока ее трехлетняя дочь, умирая от голода и обезвоживания, пыталась есть стиральный порошок. Это не мешало, к слову, биологической матери выкладывать показушные посты с ребенком в социальных сетях…

За прошлый год на подделки россияне потратили 280 миллиардов рублей. И вот что любопытно: 86 процентов респондентов, опрошенных агентством BrandMonitor, ничего плохого в том, что носят неоригинальные изделия, не видят. Хотя желание показать свою принадлежность к так называемой элите выглядит жалко, а тренд на копии пугает, ведь внешне ориентированные люди, зависимые от мнения окружающих и навязанных стандартов, сами являются фейками. Точно полые создания, которые при желании можно наполнить чем угодно. Они и сами при должных установках это с удовольствием сделают.

Но стремление к демонстративной успешности зачастую сопряжено с внутренней неполноценностью. И высокий доход отнюдь не гарантирует интеллектуальной и ментальной независимости. Я знаю немало обеспеченных людей, которые могут с легкостью спустить несколько годовых зарплат рядового россиянина на безвкусную одежду, но страшно другое: эти люди постоянно напоминают окружающим о том, сколько стоят их наручные часы или новый костюм. Заработав миллионы, они так и остались нищими. Потому что за туфлями из крокодиловой кожи не видно главного — ​личности. А вот когда и оригинальных туфель нет, то тогда, простите, что остается?


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции