Дорогу осилит застрявший?

Станислав СМАГИН, публицист

11.04.2019

«Весна идет, весне дорогу!» — ​но иногда после наступления теплой поры оказывается, что по дороге и не пройти, и не проехать. Даже, когда от этого зависит человеческая жизнь. В Кирове пожарная машина, экипаж которой спешил на ликвидацию возгорания, застряла в снегу возле дома. К счастью, другие расчеты, действовавшие на месте ЧП, сумели справиться сами. Аналогичный случай произошел парой дней ранее в Петрозаводске. А в марте столкнулись со снежной преградой пожарные Ханты-Мансийска. Периодически в новостную ленту попадают и похожие истории о не добравшихся на вызов каретах «скорой помощи».

Однако тема обеспечения неотложным службам соответствующего их названию неотложного доступа на вызовы — ​лишь часть общего печального контекста и повод говорить о более глобальных проблемах.

Российские «эффективные чиновники», вроде раскритикованного недавно прямо на думской трибуне министра Орешкина, любят, оперируя цифрами, показать, как хорошо они работают. Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается довольно противоречиво и неоднозначно. Даже если взять безусловные, на первый взгляд, вопросы увеличения благосостояния. Ведь оное — ​не просто голое потребление с перспективой. Это еще и наличие гарантий, что однажды оно не обернется против тебя. А как у нас тут дела?

В советское время сложность приобретения личного автомобиля была связана отнюдь не с бездарностью экономической модели и бездушностью погрязшего в «гонке вооружений» высшего руководства. Основным сдерживающим фактором являлась необходимость обеспечения под массовую автомобилизацию соответствующей сервисной инфраструктуры и заправок, увеличения количества и качества дорог, а также кардинальной перекройки населенных пунктов для решения неминуемой беды «пробок». В новых городах, типа Набережных Челнов, прогноз на неизбежное, но постепенное увеличение числа автомобилей вшивался в генплан, благодаря чему сейчас такие места счастливо избегают транспортного коллапса. Городам, возведенным до революции, особенно мегаполисам, в данном вопросе значительно труднее — ​тем более, что автомобилизация вышла революционной и бездумной.

И проблема касается не только внутригородского, но и междугороднего автосообщения — ​это при том, что федеральные дороги активно строились и достраивались уже в постсоветское время. В многокилометровых и порой многосуточных пробках на них гибнут не только скоропортящиеся грузы или чьи-то отпускные дни, но и сами люди. Непогода — ​явление на российской шири нередкое — ​еще сильнее усугубляет неприятности. Многим памятна «пробка смерти» на трассе Оренбург — ​Орск в начале 2016-го, когда полицейский Данил Максудов стал национальным героем, отдав теплую форменную одежду замерзающим людям: ценой отмороженных пальцев он спас их жизни. Настоящий подвиг — ​но лучше до подобного не доводить. Помочь разгрузке дорог способны грамотные альтернативы, но некогда развитые речной пассажирский флот и малая гражданская авиация пребывают в упадке.

Другая проблемная сторона — ​ковровая застройка. Ситуация, знакомая для самых разных регионов страны: девелоперы, стремясь увеличить барыши, втыкают жилые башни как можно плотнее, совершенно позабыв о транспортной и парковочной инфраструктуре. В результате автовладельцы оставляют машины на газонах и детских площадках. Выезд из таких вот заставленных дворов занимает до часа. Да и въехать туда проблематично — ​в том числе «скорой» и пожарным.

Можно назвать это «опережающим» перескоком из XX века в XXI, но куда более он напоминает западный капитализм эпохи зарождения, разве что тогда вместо машин катили повозки. Питер Акройд в книге «Лондон: биография» приводит описание английской столицы XVI века как бесконечное число «возникающих вне городских стен новых улиц и зданий», «посягательств застройщиков на большие и малые дороги, на общинные земли», новых домов, «во множестве возводимых по обе стороны все дальше и все выше, иные в три, в четыре, в пять этажей», о «непривычном обилии карет, подвод, повозок и экипажей», которое «при узости улиц и переулков не может не быть опасным, и каждодневный опыт это подтверждает», о безумных гонках кучеров, заторах и таком шуме, что «сама земля дрожит и трясется, окна стучат, гремят и дребезжат». Ничего не напоминает?

Тут впору вслед за Пастернаком, выглянув в окно и увидев «скорую помощь», еле продравшуюся сквозь «пробку», мимо ржавых гаражей и раскисших помоек, меланхолично спросить: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»

Да, благосостояние — ​штука хорошая. Но не тогда, когда к его внешним, весьма поверхностным атрибутам пакетом прилагается отложенный риск для чьей-то жизни. Поэтому, справедливо поднимая вопрос о необходимости беспрепятственного доступа экстренных служб в точки бедствия, следует помнить, что это лишь верхушка айсберга и малая часть комплексной проблемы. Решать ее необходимо оперативно, не застревая в коррупционных и законодательных сугробах.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции