Остров везения: от AIVA до космоса

31.05.2023

Остров везения: от AIVA до космоса
В Москве 27 и 28 мая прошел фестиваль науки и технологий Geek Picnic. 

В этом году организаторы пригласили гостей в южный ландшафтный парк «Остров Мечты», где их ждала хорошая погода, яркая музыкальная программа, научные шоу, косплей-дефиле, презентация российских стартапов и многое, многое другое. Один фестиваль объединил фанатов комиксов, любителей науки и поклонников искусства. Все они получили возможность узнать о передовых российских разработках и высокотехнологичных новинках цифровых и креативных индустрий. 

Мероприятие состоялось в рамках Московской недели предпринимательства, организованной Департаментом предпринимательства и инновационного развития Москвы. 

«Удивлять и вдохновлять» — так описывают свою миссию организаторы Geek Picnic и выполняют свое обещание с 2011 года. И первое, что могло удивить посетителей, — большая и разнообразная программа фестиваля. Даже при первом взгляде на список площадок начинали разбегаться глаза: главная сцена, аллея стартапов, зона гейминга, выставка «Сделано в Москве», трек «Искусство», трек «Наука»... На мероприятии одновременно работали десятки лекториев, где спикеры обсудили самые актуальные вопросы науки, предпринимательства, цифровых технологий, креативных индустрий и др. 

В детской зоне маленькие гости Geek Picnic могли познакомиться с основами роботехники, поучаствовать в мастер-классах по сборке электронных систем, анимированию и программированию, провести физические опыты и поиграть в футбол при помощи роботов — РобоФутбол. Здесь же прошла книжная ярмарка с участием издательства «Абрибукс», а автор и иллюстратор издательства «Крылья» Светлана Сивирина провела для детей мастер-класс «Книжка-картинка»

Оба издательства участвовали в международной выставке интеллектуальной литературы non/fictio№весна от секции Агентства креативных индустрий, не первый год поддерживающего российский творческий бизнес. 

Хедлайнерами музыкальной программы фестиваля стали коллектив ARFASOUND и группа Filatov & Karas. Они выступили на главной сцене под открытым небом. Тем временем на площадке «Искусство» прошла лекция «Нейросети для генерирования музыки с очищенными авторскими правами». О значении новых технологий для современного саунд-дизайна рассказал Евгений Вороновский — музыкант, саунд-артист, преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

— Запрос на музыкальные нейросети существует в двух направлениях: во-первых, это экспериментальная музыка, когда программисты исследуют возможности различных языков и машинного обучения, для того чтобы генерировать контент, например музыку из изображений великий живописцев. Это синергия, о которой мечтали многие композиторы — например, Скрябин и Шёнберг. В институте мы условно называем это саунд-артом, — рассказал Евгений Вороновский. — Другая область, которую мы называем саунд-дизайном, охватывает функциональную музыку, которую создают для стримов, подкастов и другой прикладной деятельности. 

Современные музыкальные нейросети умеют сочинять музыку, создавать звуки для видео, производить мастеринг треков, давать советы по звукорежиссуре и извлекать партитуры из уже записанных композиций. Их могут использовать как обычные люди, которые хотят создать себе плейлист для пробежки, прогулки или уборки, так и профессиональные композиторы, загнанные в условия жесткого дедлайна или переживающие кризис идей. 

Евгений Вороновский не просто объяснил принцип работы самых разных музыкальных нейросетей, но и продемонстрировал его на практике. Гости фестиваля смогли услышать треки, созданные прямо во время лекции, и узнать, действительно ли искусственный интеллект способен предложить альтернативу живым композиторам и исполнителям.

Одной из музыкальных нейросетей, о которых рассказывал Евгений Вороновский, стал проект Mubert, созданный российскими разработчиками. Он генерирует функциональную музыку для озвучки. Одно из главных преимуществ Mubert — это открытость и прозрачность его внутренней архитектуры. Он генерирует композиции из сэмплов, загруженных обычными пользователями. Для того чтобы сэмпл попал в выборку, к которой обращается Mubert при создании трека, его нужно описать при помощи специальных тегов: указать жанр, настроение и место в структуре композиции (вступление, конец и т. д.). Весь контент, предложенный пользователями, проходит модерацию и только после этого загружается в библиотеку: таким образом разработчики стараются не допустить совпадений с уже существующими музыкальными произведениями. 

Получить сгенерированный Mubert трек еще проще. Необходимо ввести жанр (Евгений Вороновский отмечает, что лучше всего эта нейросеть работает с электронной музыкой), настроение и активность, для которой вам нужна музыка. Так вы сможете получить энергичные композиции для спорта, расслабляющие — для занятия йогой, спокойные и ненавязчивые — для записи стримов и т. д. 

Хотя нейросеть AIVA предназначена для тех же целей (функциональные саундтреки), композиции, которые она генерирует, выходят более качественными, чем у Mubert. Созданные треки можно скачать целиком или в виде партий отдельных инструментов. Обычные пользователи не могут загрузить свои сэмплы во встроенный банк звуков этой нейросети. 

— Скорее всего, AIVA сотрудничает только с профессиональными композиторами, — отметил Евгений Вороновский. 

Искусственный интеллект в Riffusion работает совсем иначе. Он предлагает не мэшап из уже существующих композиций, а спектрограмму, сгенерированную из текстового запроса пользователя. Перевод спектрограммы в звук Riffusion осуществляет в режиме стрима. В результате получается странная, ни на что не похожая музыка, которую сложно использовать для прикладных задач. 

Кроме того, Евгений Вороновский рассказал про HOOKPad, музыкальный секвенсор, который может стать хорошим подспорьем для начинающих и профессиональных композиторов, Soundful, нейросеть для генерирования фоновой музыки, Evoke, платформу для создания звуковых эффектов, и многие другие. 

Хедлайнером лекции стал анонс «Маэстро» — нейрокомпозитора. 

Для того чтобы «Маэстро» создал музыкальную композицию, нужно ввести имя артиста и название трека (вымышленные или реальные) и нажать на кнопку «Сгенерировать трек». Нейросеть обработает текстовый запрос, переводит его на понятный для генератора музыки язык, а потом озвучивает при помощи музыкальных инструментов. 

После релиза «Маэстро» будет писать музыку и создавать нотные партитуры. 

Вечером первого дня на главной сцене фестиваля прошла дискуссия «Наука и технологии в современном арте». Встречу провели директор Центра современного искусства М’АРС Елена Давыдова и автор идеи и продюсер мультимедийной выставки «Реальный космос» Владимир Арьков. 

Основная деятельность центра М’АРС связана с развитием мультимедийных арт-проектов, в которых искусство встречается с современными технологиями (VR, AR, голография). Сегодня центр может пригласить посетителей на девять таких выставок. 

Одна из них — VR-инсталляция «Живёшь лишь однажды» — создана по мотивам «Сада земных наслаждений» нидерландского художника Иеронима Босха. В ней современные видео-художники философски и иронично переосмыслили произведения мастера эпохи Северного Возрождения.

— Вы надеваете очки, ваша реальность сразу меняется — вы как во сне: сначала в раю, потом в аду. Смотрите, что бывает за плохое поведение, что бывает за хорошее поведение, и выходите уже с другим пониманием жизни и любви, — рассказала Елена Давыдова. 

Художница Мария Луттик вместе со своей командой подготовила для центра М’АРС иммерсивный проект DEEP INSIDE/GHT. В нем она осмыслила темы любви, свободы и счастья. Гости выставки смогут посетить семь зон, посвященных этим темам, где увидят живопись, инсталляции, видео-арт, саунд-дизайн, смогут окунуться в виртуальную реальность и попасть в мир натуральных психоактивных ароматов от сертифицированного нутрициолога. 

Но основная часть встречи была посвящена выставке «Реальный космос»

— За всю историю центра мы не делали ни одной выставки, посвященной космосу, — это наш первый опыт. В Москве есть прекрасные музеи, которые отлично раскрывают тему, но у нас была другая задача, — поделилась Елена Давыдова. — Одним из авторов и экскурсоводом лекции стал Антон Шкаплеров, Герой России, космонавт, который участвовал в съемках фильма «Вызов». Поэтому мы создали новый прецедент — космонавт стал героем выставки. 

— Идея родилась у нас с Антоном Николаевичем [Шкаплеровым] совместно. После каждого полета в космос он привозит сотни тысяч фотографий и много прекрасных видео Земли. Мы хотели показать это людям с помощью новых технологий, поскольку сама МКС — это самое технологичное творение человека, — рассказал автор идеи и продюсер мультимедийной выставки «Реальный космос» Владимир Арьков. — Когда мы начали работать над проектом, мы поняли, что хотим погрузить гостей выставки в атмосферу космической станции. Для этого у нас на выставке представлено несколько экспозиций и инсталляций. 

Самой первой из них стал модуль «Купол». На МКС через такой модуль космонавты в свое свободное время наблюдают за Землей, а посетители выставки смогут увидеть фотографии, привезенные Антоном Шкаплеровым из своих экспедиций. 

Многие инсталляции на выставке «Реальный космос» интерактивны: гостям предлагают примерить на себя виртуальный скафандр «Сокол», почувствовать, как космонавты взаимодействуют с предметами в условиях микрогравитации, и провести ручную стыковку пилотируемого космического корабля с МКС. В дополненной реальности посетители даже смогли узнать, как питаются космонавты на космической станции — и, оказывается, совсем не из тюбиков. Если раньше, во времена Юрия Гагарина, участники экспедиции были ограничены десятью блюдами, то в рационе современного космонавта их более 250. 

— В одной из инсталляций мы при помощи дополненной реальности воспроизвели часть экспериментов, которые Антон Николаевич проводил на МКС. Один из самых ярких экспериментов — это УФ-излучение. Из космоса приходят разные потоки энергии, они сталкиваются с атмосферой Земли. С помощью определенного аппарата их можно обнаружить и исследовать, — объяснил Владимир Арьков. 

Основная часть встречи завершилась демонстрацией короткого фильма об Антоне Шкаплерове. После этого спикеры ответили на вопросы гостей фестиваля.

— Мечтайте. Антон Николаевич тоже нам об этом не раз говорил: возможно всё. Главное — мечтать и делать маленькие шаги к своей мечте. Как и было с нашей выставкой, которая сначала казалась нам невозможной. Антон Николаевич все время был или в космосе, или на тренировках, а без него мы не могли реализовать наш проект. Но мы все хотели этого, стремились, и вот, видите, выставка существует, чему мы очень рады, — сказала Елена Давыдова.

Фото: пресс-служба Московской недели предпринимательства