Креативным индустриям предсказали рост до 30% ВВП России

Елена СЕРДЕЧНОВА

18.01.2021




В рамках Гайдаровского форума состоялась экспертная дискуссия «Будущее креативных индустрий в России». Министр культуры Ольга Любимова заявила, что ее ведомство сделает все, чтобы у творческой экономики оно было.

Интерес к креативным индустриям не случаен. Сегодня именно они являются драйверами инновационного развития в развитых странах, формируют новые бизнесы и направления деятельности на стыке творческой идеи, различного вида услуг, цифровых сервисов и высокотехнологической продукции.

К креативным индустриям в мировой классификации обычно относят кино и анимацию, моду и телевидение, музыку и театр, компьютерные игры, галерейный и издательский бизнес, книготорговлю, рекламу, промышленный дизайн, народно-художественное творчество и даже IT. В развитых странах доля креативных индустрий в ВВП страны весьма высока — так, в Германии это 10%, в Великобритании — 14%. В России, к сожалению, до сих пор нет адекватной статистики по этим отраслям. Нет и четкого понятия, что представляют собой креативные индустрии и какие сферы экономики к ним относятся, что еще более затрудняет сбор статистических данных.

Например, по данным Агентства стратегических инициатив, которое относит к креативным индустриям все отрасли, где доля интеллектуального труда составляет более 50%, на сегодня почти 4,5% ВВП нашей страны, или почти 5 трлн рублей, производят именно креативные индустрии. А вот по оценке московского правительства, которое учитывало данные по всей стране, — только 2,5%. Поэтому для представителей креативной отрасли очень важна «инвентаризация» понятий в сфере креативных индустрий.

Поскольку вопрос терминологии сейчас является актуальным для творческой экономики, министр культуры Ольга Любимова объяснила, почему именно понятие «креативные индустрии» используется в нормативных актах и обиходе.

— Это новый международный термин. Для кого-то он звучит отталкивающе, потому что является сочетанием иностранных слов. Бывает, что задают вопрос: «Почему вы не можете назвать это по-русски?» Но дело в том, что это понятие международное, такое же, как питчинг, например. Очень важно, чтобы эта отрасль экономики называлась так же, как она называется во всем мире, а наши деятели искусства устанавливали международные связи, — говорит г-жа Любимова.

Многие направления креативной деятельности до сих пор не описаны четко и не попадают в Общероссийский классификатор видов деятельности, так называемый ОКВЭД. Поэтому участники рынков постоянно отмечают необходимость расширения существующего классификатора. Так, по словам председателя правления Киностудии «Союзмультфильм», генерального директора Киностудии имени М. Горького Юлианы Слащевой, с этой проблемой столкнулись представители анимационной индустрии.

— Мы при поддержке Министерства культуры обратились в Правительство РФ для того, чтобы у анимационной отрасли появился собственный ОКВЭД. Ведь эта сфера растет на 15-20% ежегодно, имеет большой экономический потенциал, а как индустрия не описана, — говорит она.

«Водяное перемирие»

Отметила г-жа Слащева и «героический подвиг Министерства культуры» в условиях пандемии.

— Я имею в виду то, что Министерство культуры сумело помочь практически всем креативным сферам, находящимся под его кураторством. В конце прошлого года ведомство провело через правительство целый ряд серьезнейших мер поддержки отраслей. И эти меры фактически спасли их, — делится председатель правления Киностудии «Союзмультфильм».

Глава Минкульта согласилась, что благодаря поддержке правительства удалось поддержать те самые отрасли, которые можно назвать креативными индустриями:

— Да, действительно, мы постарались поддержать музеи, театры, творческие коллективы — сферы, так или иначе связанные с креативными индустриями. Другое дело, что когда речь идет об учреждениях, то помощь оказать не очень сложно. Можно сравнить доходность с 2019 годом, можно посчитать налоги, безопасность, зарплаты и тем самым высчитать выпадающие доходы. Благодаря решениям правительства все это было компенсировано, что сильно, конечно же, поддержало наших деятелей искусства. А вот с кино дело обстоит сложнее. Здесь речь идет о частном бизнесе.

По словам Ольги Любимовой, главной мерой поддержки киноиндустрии стало проведение многочисленных конкурсов. Поскольку очень важно, чтобы продолжали сниматься новые проекты, молодые режиссеры продолжали работать, а их поддерживали бы уже продюсеры и постоянный цикл производства не останавливался.

— Анимация — это вообще доменная печь, которую нельзя останавливать, потому что ее будет очень сложно восстановить после утраты. Нужно отметить, что средства для поддержки киноиндустрии и анимации были сохранены, хотя в начале года сценарии были разные, — делится министр. — Хочу особо отметить командную работу представителей всех сфер киноиндустрии. Я бы назвала это «водяным перемирием» —помните мультфильм «Маугли», когда никто никого больше не ест и все распри закончились?

Г-жа Любимова считает, что особенно очевидно это было, когда речь зашла об организации показов. Представители киносетей, которые всегда критиковали и российских продюсеров, и Министерство культуры, сели вместе с продюсерами и дистрибьюторами составлять план новогодних релизов без привычных дрязг и скандалов.

— Понимаете, это и есть гражданская позиция, когда продюсеры, не вылезая, проводят время и в Правительстве Российской Федерации, разрабатывая меры поддержки, и у нас в департаменте. Это и есть та самая общественная работа ради общего результата, — говорит министр. — Это главное, что мы вынесли из кризисной ситуации.

Юлиана Слащева добавила, что кинопродюсеры и кинопрокатчики получили из бюджета в качестве поддержки более 4,2 млрд рублей. Эти средства фактически спасли отрасль.

«Русские идут»

Г-жа Любимова говорит, что в Министерстве культуры собираются и дальше делать ставку на поддержку креативных индустрий с помощью многочисленных конкурсов, в том числе и для некоммерческих организаций, для небольших команд, для стартапов.

— Мы гордимся не только успехами в киноиндустрии. Мы видим успехи команд, которые занимаются дизайном, и команд, которые начинают заниматься в России народным творчеством. А ведь народный промысел у нас был фактически утрачен. Поэтому мы будем максимально поддерживать в регионах создание таких кластеров, где будет возрождаться народное творчество, — рассказывает г-жа Любимова.

Минкульт интенсивно работает с регионами, открывает в них культурные центры. Они предназначены для подростков, молодежи, фактически там будет проходить ранняя профориентация. На сегодня речь идет о центрах в Калининграде и Кемерове, в 2021 году откроется центр во Владивостоке.

Основатель Центра современного искусства «Винзавод», член Общественной палаты города Москвы Софья Троценко считает, что креативным индустриям нужна поддержка независимо от того, пострадали они от кризиса, вызванного коронавирусом, или нет.

— Важно рассматривать меры поддержки креативных индустрий не только в разрезе постковидного периода, но и вообще как новой развивающейся сферы. Мы должны думать о терминологии, о налоговых преференциях, о креативных кластерах, об экосистеме в них, о перспективах креативных индустрий в России, — считает она.

Что касается кластеров, то в ноябре президент России Владимир Путин дал поручение правительству совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и органами исполнительной власти субъектов РФ разработать механизмы преобразования в креативные кластеры промышленных территорий и объектов недвижимости, не участвующих в хозяйственном обороте.

В декабре 2020 года вышло распоряжение правительства, где в числе других законодательных инициатив предусмотрены изменения в законе «Об основах законодательства Российской Федерации о культуре». Их планируют внести в 2022 году, и именно они дадут определение институту креативных индустрий в России.

Министерство культуры готовит концепцию развития креативных индустрий, первая версия которой появилась в конце 2020 года. Она должна будет лечь в основу изменений законодательства о культуре.

Активная работа Минкульта, правительства и представителей креативных индустрий позволяет надеяться, что их доля в ВВП со временем даже превзойдет зарубежные показатели.

— Как говорится, «русские идут». Если мы, сидящие здесь, не будем этим заниматься, если мы это не продвинем, то мы никогда и не добьемся 30-процентного, например, участия креативных индустрий в ВВП. А потенциал у нас есть, — резюмировала Юлиана Слащева.