Цвет нации оцифруют

Елена ТИТАРЕНКО

16.03.2012

Исторический музей открыл «Национальную портретную галерею». Выставка-презентация вобрала полотна самого ГИМа, Третьяковки и Русского музея.

Сто лиц и три века отечественной истории в уютном зале — это не просто выставка портретов выдающихся россиян, от царей и полководцев до ученых и поэтов. Это ядро будущего музея, точнее, галереи, которая не планирует обретать собственные стены. Никакого здания ни на Красной площади, ни в ином районе столицы ради нее строить не нужно — есть глобальная Сеть. Потому и собрать арт-объекты и раритеты из разных музеев можно лишь на время, не стремясь поразить числом. Для сравнения: один лишь ГИМ хранит шесть тысяч живописных портретов, полторы тысячи скульптурных, а уж рисованных и гравированных — не счесть.

Правда, скептик может усомниться, сбережет ли электронная версия обаяние подлинника. Но это уже вопрос техники: сегодня почти безмерны возможности сканировать холст и дать его в высоком разрешении, покрутить в виртуальном пространстве статую или бюст почти с полной иллюзией трехмерности. А вот сам факт создания такой коллекции — задача столь серьезная, что поручение министру культуры исходило от самого премьер-министра, ныне избранного президента.

Идея, впрочем, носилась в воздухе с позапрошлого века, воплотить ее пытались выдающиеся деятели культуры и даже российские государи. Те же чаяния были у эмигрантов первой волны: именно оттуда, из-за рубежа, теперь вернулся к нам амбициозный замысел.

А реализовать его в самом деле можно лишь теперь, в эпоху интернета. Ведь даже в страшных снах не привидится разорение тех великолепных коллекций портрета, что уже существуют в стране — прежде всего, в собраниях крупнейших столичных музеев, хотя и в глубинке отыщется немало жемчужин. Скажем, в Воронежском музее мне запомнился эскиз головы Всеволода Гаршина — с него Репин писал образ убиенного царевича в картине «Иван Грозный и сын его Иван». В советские годы холст-эскиз сослали в провинцию, посчитав не нужным Третьяковской галерее.

Сколько таких портретов по всей России-матушке? Надо ли отбирать их только по принципу художественного качества или ставить на первый план редкость иконографии, знаковость изображенных лиц? Как бы там ни было, вектор развития галереи направлен не в прошлое, а в будущее. Несомненно, ее будут пополнять не только акварели, живописные холсты, мрамор и бронза, но и бесчисленные фото и видео, а может, и 3D-портреты.