Алиса в стране Советов

Александр ПАНОВ

01.06.2013

В столичной «Галеев Галерее» проходит выставка живописи и графики Алисы Порет. В экспозицию еще вошли фотографии, тетради-дневники, бумаги из домашнего архива. В залах звучит музыка Баха в исполнении Гленна Гульда.

Алиса Ивановна Порет, дочь француза и шведки, — легенда питерского авангарда и московского андерграунда. Ученица Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова. Подруга Даниила Хармса. Богемная барышня, зарабатывавшая на жизнь книжной иллюстрацией, прежде всего в издательствах детской литературы. Она, кстати, первая оформила перевод «Винни-Пуха». Но любимым сочинением всю жизнь была «Алиса в стране чудес», которую Порет еще в детстве прочитала на английском.

Ее последняя выставка прошла в Москве тридцать с лишним лет назад. Всего несколько дней. Бешеный успех. Каталог со статьями именитых искусствоведов. Только что в издательстве «Барбарис» вышел первый том факсимильного воспроизведения мемуаров Порет — тираж распродан. «Галеев Галерея» совершила очередной подвиг — к вернисажу подготовлен не просто альбом, а фундаментальный труд, посвященный творчеству художницы.

И тут приходится сказать несколько грустных слов. Алиса Ивановна была фигурой харизматичной, очаровывавшей всех мужчин. Хармс называл ее «маркизой». Она умела бойко писать в дневниках. Ее Винни-Пух и Кот Мурр навсегда останутся в сердцах читателей, выросших в советскую эпоху. Но живописцем Порет была никудышным. Описать стиль ее картин не представляется возможным. Надуманный наив, с добавкой плохого знания сюрреалистов. Истории про домашние спектакли в Ленинграде (в альбоме есть подробная фотодокументация) не спасут липовую репутацию «мастера кисти». А как иллюстратора ее профпригодность не надо доказывать. Гений! Лучше бы галерея показала побольше восхитительной книжной графики и рисунков 20-х годов.