Граф Ленинград

Александр ПАНОВ

19.10.2013

Государственная Третьяковская галерея в залах на Крымском Валу открывает выставку «Ленинградская симфония Георгия Верейского (1886–1962)». В музее хранится лучшая коллекция работ советского графика — рисунки тушью и итальянским карандашом, сепии, автолитографии, офорты. Будет показано более полусотни произведений, причем многие — впервые, после длительной реставрации.

Объединяющей темой взят Петербург-Петроград-Ленинград. Художник, родившийся на Украине и обучавшийся азам мастерства в Харькове, после европейских вояжей легко вписался в манерный стиль питерского объединения «Мир искусства». После революции стал заведующим отдела графики Эрмитажа. Верейский был одним из самых стильных книжных иллюстраторов, мастером кисти и резца (акварели делаются колонковой кисточкой, а гравюры режутся по металлу).

Он пережил блокаду, зафиксировав ее страшные детали в эскизных набросках. Организаторы выставки в названии сразу отсылают к Шостаковичу и его героическому опусу. Но «Ленинградская симфония» Верейского шире по теме и лишена всякого героизма. Сегодня она выглядит ностальгией по несуществующему топосу, запечатленному маэстро. Глотком рыбьего жира ленинградских речных фонарей, если вспомнить Мандельштама, другого жителя города, знакомого до слез.