Прекрасная Елена

Светлана НАБОРЩИКОВА

12.01.2015

На 76‑м году жизни в германской клинике скончалась Елена Образцова. Прощание с народной артисткой СССР состоялось 14 января в Большом театре, отпевание прошло 15 января в Храме Христа Спасителя. Похоронили Елену Васильевну на Новодевичьем кладбище.

Энциклопедии дружно именуют ее одним из величайших мастеров вокального искусства XX века. И это не пафосное преувеличение, артисты такого масштаба — явление исключительное. Слава пришла к Образцовой еще в студенческом возрасте. В декабре 1963 года артистическая Москва на все лады обсуждала дебют в «Борисе Годунове» 24-летней выпускницы Ленинградской консерватории. Для разговоров — и восхищенных, и завистливых — были все основания. Давно на сцене Большого театра не появлялась такая Марина Мнишек — ошеломляюще красивая и безмерно голосистая.

После громкого успеха Образцова, миновав стажерскую группу, утвердилась в оперной труппе Большого и закрепила лидерство двумя уверенными победами на международных конкурсах — имени П.И. Чайковского в Москве и имени Ф. Виньяса в Барселоне. Ее удивительное меццо-сопрано — теплое, бархатистое в низах и ослепительно сверкающее в верхах — звучало во всех главных партиях оперного репертуара. Любаша в «Царской невесте», Марфа в «Хованщине», Кончаковна в «Князе Игоре», Амнерис в «Аиде», Азучена в «Трубадуре», Эболи в «Дон Карлосе», Ульрика в «Бале-маскараде», Сантуцца в «Сельской чести» — вот далеко не полный список ее достижений. Ну а такие роли, как Кармен и Графиня в «Пиковой даме», по праву вошли в хрестоматию оперного искусства. 

При этом Образцова никогда не принадлежала к числу певиц, с упорством эксплуатирующих хиты оперной сцены. Она пела старинные романсы и классическую оперетту, зонги и джазовые стандарты. Играла в драматическом театре, снималась в кино. Смело бралась за сложнейшие партии современного репертуара — исполняла сочинения Сергея Прокофьева (Элен Безухова в «Войне и мире», Фрося в «Семене Котко») и Георгия Свиридова. Последний специально для нее создал одно из самых пронзительных своих произведений — «Десять песен на стихи Александра Блока» (1980).

Международная карьера Образцовой отмечена выступлениями в миланском «Ла Скала», нью-йоркской «Метрополитен-опера», лондонском «Ковент-Гарден», Венской государственной опере, а дискография — более чем полусотней дисков, записанных на крупнейших студиях в содружестве с выдающимися дирижерами. Отдельная почетная страница биографии народной артистки — педагогическая и общественная деятельность, в том числе преподавание в ведущих музыкальных вузах, председательство в жюри престижных конкурсов, руководство собственным фондом, благотворительные концерты. 

Последний год певица тяжело болела, но продолжала работать — на 11 декабря был назначен ее юбилейный концерт в Государственном Кремлевском дворце. Выступление пришлось отменить, а на сайте Образцовой появилось ее обращение к зрителям — как оказалось, последнее: «Это должен был быть уникальный праздничный вечер, полный вдохновения, радости, артистического блеска. Но у нас все впереди! Верю, что здоровье мое поправится, и я буду счастлива вновь выйти на сцену». Не случилось. Но вдохновение, радость, блеск — то, чем многие десятилетия пленяла публику Елена Образцова, навсегда останутся в памяти ее бесчисленных почитателей.

В день гражданской панихиды лишь малой их части удалось попасть в зрительный зал Большого театра. Это стало последним аншлагом великой певицы: в громадном зале негде было яблоку упасть. Люди стояли в проходах, коридорах и считали себя счастливчиками, потому что сотни их коллег-поклонников томились на Театральной площади, ожидая своей очереди, чтобы войти в здание. Среди вольной толпы выделялись стройные ряды сотрудников МЧС во главе с отцами-командирами — самолет этого ведомства доставил тело певицы на Родину.

На исторической сцене ГАБТа фигурировало все, что полагается на похоронах выдающегося деятеля: гроб красного дерева, увенчанный белоснежным букетом гигантских роз, торжественный ряд венков, награды на бархатных подставках, юноши из роты почетного караула, оркестр за прозрачным занавесом и речи, речи, речи. Каждый из выступавших вспоминал свое. Председатель попечительского совета ГАБТа Александр Жуков назвал Образцову «планетой», ректор Вагановской академии Николай Цискаридзе поблагодарил за «тепло, радость и юмор», депутат Госдумы Иосиф Кобзон рассказал о последней встрече с артисткой, худрук Театра Сатиры Александр Ширвиндт восхитился ее драматическим талантом... Выступления завсегдатаев траурных церемоний завершили безыскусные слова дочери певицы, Елены Макаровой. «Ленка, когда помру, не надо траурных маршей, пусть все веселятся, слушают мою музыку, анекдоты рассказывают», — передала дочь пожелание матери.

Администрация Большого театра выполнила это условие отчасти. От траурных маршей отказались, и голос Образцовой вновь заполнил ее любимый зал: «О, не грусти по мне! Я там, где нет страданий. / Забудь былых скорбей мучительные сны. / Пусть будут обо мне твои воспоминанья / Светлей, чем первый день весны...»

Рахманиновский романс о смерти в исполнении Образцовой всегда звучал гимном жизни. Сама же она страстно хотела, чтобы запомнили ее только живой, и своего добилась. В ином качестве Образцову так и не видели — остроумнейшая Елена Васильевна просто-напросто запретила открывать гроб.