Анна Шнайдер, главный редактор телеканала «О!»: «С детским телевидением всегда так: за несерьезными, а иногда и нелепыми названиями скрываются большие задачи»

Вера АЛЕНУШКИНА

07.04.2021

SUD_5363a.jpg


Надо ли с малышами говорить о политике? Правда ли, что мы живем в детоцентричном мире? На эти вопросы нам ответила Анна Шнайдер — одна из самых известных российских тележурналисток, ставшая в 2016 году главным редактором телеканала «О!».

— Анна, вы пришли на детское телевидение из новостной журналистики. Насколько такой переход был для вас неожиданным?

— Да, я 22 года занималась информационной журналистикой. Поменяла несколько каналов, попробовала себя в разных профессиях: в кадре и за кадром. За это время новостная повестка сильно изменилась, а у меня появились родительские интересы, которых раньше не было (родился сын Иван. — «Культура»). Так что выбор в пользу детского телевидения был органичным. И оказалось, что это огромный мир, о существовании которого я имела смутные представления.

Мы с мужем (телеведущий Алексей Пивоваров. — «Культура») первые недели смеялись: раньше обсуждали заявления политиков и постановления правительства, а потом вдруг я переключилась на Лунтика, Свинку Пеппу и Каляку-Маляку. Но с детским телевидением всегда так: за несерьезными, а иногда и нелепыми названиями стоят большие задачи.

— Раз уж мы начали разговор с информационной журналистики… Как вам кажется, нужно ли современному ребенку быть включенным в новостную повестку дня?

—Я сторонник доверительных и честных разговоров с ребенком на любые темы, в том числе на социальные и политические. Проблемы начинаются там, где есть недосказанность и неопределенность: дети с удовольствием дополнят реальность, дофантазируют.

Другое дело, что взрослый должен знать, как именно говорить с ребенком, чтобы не навредить ему и не испугать. Не надо сажать маленького ребенка перед телевизором, чтобы вместе с ним посмотреть новости. Тем более что современные дети, независимо от желания родителя, и так постоянно находятся в информационном поле. Но отвечать на вопросы и просто рассказывать о том, что происходит в стране, конечно, нужно.

— Одно из главных отличий «О!» от других детских каналов в том, что большая часть его развлекательного контента имеет ярко выраженную познавательную функцию. Как удается соблюдать баланс между развлечением и познанием? И что первично?

— Сегодня не приходится жестко разделять развлекательный и развивающий контенты. Edutainment — образование и познание через игру — общепринятый подход, один из самых популярных педагогических трендов в наши дни. Например, всё, что выходит на канале «О!», — познавательное. И это не только программы, но и анимация. Маленькому ребенку, полному вопросов и фантазий, все-таки легче воспринимать информацию через мультипликационных героев. Он даже не замечает, что учится. Например, увлеченно следит за приключениями собак, которые отправляются в космическое путешествие, а сам мимоходом узнает, как устроена Вселенная.

— Многие ваши коллеги, работавшие на ТВ, говорят, что традиционное телевидение сегодня находится в арьергарде. И что его смотрит, как правило, возрастная аудитория, живущая в небольших городах. Дети же и вовсе телевизор почти не включают: у них интернет, соцсети. Вы согласны?

— Диджитализация — главная характеристика сегодняшнего общества в целом. Но телевизор и гаджет решают разные задачи. Планшет, телефон — это очень мобильно и удобно в дороге, в очереди, на пляже. А дома многие родители до сих пор предпочитают включать телевизор. Поэтому детское телесмотрение остается на высоком уровне. На наши фокус-группы приходили мамы, чьи дети сидят перед телевизором по 6 часов в день. Это сегодня, а не 10 лет назад. И это не деревня в глубинке, где можно предположить наличие проблем с интернетом, это крупные города.

Так почему мамы предпочитают телевизор? Во-первых, им важна безопасность. Смотря ТВ, ребенок не сможет «прихватить» порцию опасной для него информации, например рекламы 18+. Во-вторых, качество телевизионного продукта до сих пор выше диджитального. У каналов больше опыта, больше профессионалов, больше денег. Программы про животных у нас и на YouTube — два разных продукта.

— В одном из ваших интервью я увидела фразу: «Сегодня мы живем в детоцентричном мире». Каковы особенности этого мира?

Вы заметили, что в больших торговых центрах появились целые этажи детских товаров? Дорогие бренды начали выпускать детские линейки. В жилых домах появились детские клубы, а в ресторанах — детское меню. Одни из самых востребованных специалистов сегодня — это детские психологи и детские омбудсмены. Всё это делает детство особой инфраструктурой и даже придает ему льготный статус.

А ведь совсем недавно детство было лишь этапом личностного становления. Но сегодня мир многих мам крутится вокруг маленького ребенка: сначала мы составим расписание занятий в кружках для младшего, а уже потом решим, как втиснуть туда свой поход в театр или встречу с подружками.

Ребенок нашего времени — какой он? Чем отличается от детей, которые были лет 30–40 назад?

— Как раз можно продолжить тему детоцентризма. Ребенок, который помещен в центр смыслообразующей системы, чувствует себя главной ценностью и беззастенчиво этим пользуется. Он инфантилен и перекладывает ответственность на других. Он хочет, чтобы его развлекали. Отсюда, кстати, и популярность игровых форматов в образовании. Он долго не может разобраться, чего он хочет. И как следствие, его интересы становятся широкими, но поверхностными. Он больше получает удовольствия от процесса, чем от результата.

Современные технологии поддерживают эти тенденции: рожденные в эпоху тотального диджитала привыкли к частой смене картинки, к излишней яркости, к параллельным источникам информации, к использованию эмотиконов (смайликов. — «Культура»), к короткой по времени концентрации внимания. А еще интернет каждого делает потенциальной звездой.

— Анна, а почему в сетке телеканала «О!» нет ни одного детского фильма? Современные малыши разучились смотреть игровое кино?

—Тут две причины. Во-первых, нет самих фильмов. В отрасли кризис, с финансированием и со сценариями большие проблемы (хотя, насколько мне известно, с патриотического кино внимание как раз переключили на детское). Во-вторых, для аудитории «О!», то есть для дошкольников, анимация всегда интереснее: это особенность возраста.

Кстати, психологи советуют знакомить ребенка с театром, начиная с кукольного. Неживые, нереальные герои понятнее. Люди-актеры детей часто пугают, потому что сложнее провести границы между настоящей жизнью и выдуманной. Так и с кино: маленькие дети выберут мультфильм.

— А какой детский контент сегодня максимально востребован?

Я бы отметила мультиплатформенность. Сегодня детям мало видеть любимых героев дома по телевизору. Они хотят следить за ними и на планшете. Они хотят играть в игры с этими персонажами, читать про них книги, участвовать в конкурсах по мотивам любимых историй. На «О!» самые успешные проекты — именно такие. Скажем, Magic English — это и программа, и обучающее мобильное приложение, и игра, и постоянные конкурсы в соцсетях.

Если же говорить про темы, то сегодня в приоритете экология, творчество и здоровье. А также развитие эмоционального интеллекта. Конечно, мало кто из детей и мам использует именно эти слова, но подавляющее большинство хочет научиться распознавать свои и чужие эмоции, а также понимать, принимать и управлять ими.

— Анна, а у родителей сегодня какие требования к детскому контенту? Помимо безопасности, о которой мы уже говорили…

— Родители, выбирая платный канал для своего ребенка во время кризиса, хотят видеть результат. Им нужно, чтобы время, проведенное у экрана, прошло не зря. Поэтому в приоритете тематическое телевидение. Мамы и папы торопятся показать ребенку как можно раньше все богатство и разнообразие выбора. На «О!» им нужны программы и про космос, и про домашних животных, и про музеи, и про чтение, и про домашние опыты…

Кстати, все больше людей становятся осознанными родителями. Они хотят не только участвовать в воспитании и образовании ребенка, но и стараются сами развиваться как родители. Именно поэтому на нашем сайте Kanal-o.ru мы публикуем огромное количество материалов для взрослых: рекомендации детских психологов и педагогов, интервью с экспертами, подборки книг, тесты. Ведь быть родителем сегодня модно! И это, на мой взгляд, отлично!