Звезда по имени Смерть

Алексей КОЛЕНСКИЙ

15.12.2016

Сверстников космической саги разочаровал прошлогодний перезапуск франшизы. Сентиментальная акварель «Звездные войны: Пробуждение Силы» смахивала на плагиат «Эпизода IV: Новой надежды» 1977 года. Продюсеры учли претензии поклонников: «Изгой-один» возвращает на экраны дух старых добрых «Звездных войн». 

«Изгой-один. Звездные войны: Истории». 
США, 2016
Режиссер: Гарет Эдвардс
В ролях: Фелисити Джонс, Диего Луна,
Риз Ахмед, Донни Йен, Цзян Вэнь,
Форест Уитакер, 
Бен Мендельсон, Мадс Миккельсен,
Алан Тьюдик, Питер Кушинг

12+ 

В прокате с 15 декабря

Фабула проста: галактические повстанцы находят и похищают «золотой ключик» для взлома оружия массового поражения — «Звезды Смерти», со взрыва которой и начался отсчет Новой Эры лукасовской вселенной и всей современной кинофантастики. Однако на сей раз подвиг надлежит совершить не обаятельным джедаям, а разменным пешкам — людям толпы, забытым в дальнейших эпизодах. Решив сделать последних первыми, авторы пересоздали галактический социум и запустили историю его становления на тонком образном уровне.

Восставшие атакуют имперский фургон, освобождают Джин Эрсо (Фелисити Джонс) и переправляют ее в штаб Альянса. Генерал поручает пленнице навестить отчима, с которым она не виделась много лет, — легендарного партизана Со Герреру (Форест Уитакер). Компанию девушке составляют бывший имперский летчик Бодхи Рук (Риз Ахмед), перепрограммированный дроид-пилот K-2SO и офицер разведки повстанцев Кассиан Андор (Диего Луна). Последнему приказано выудить у Со местоположение отца Джин, засекреченного ученого, создателя «Звезды Смерти» Галена Эрсо (Мадс Миккельсен). 

Прибыв на планету Джеда, герои попадают в переделку и встречают новых боевых друзей — Чиррута Имве (Донни Йен) и Бейза Малбуса (Цзян Вэнь). Планету разносит в клочья имперский генерал Орсон Кренник (Бен Мендельсон), но героиня успевает пообщаться с отчимом, узнать, где прячут родителя, и улизнуть с товарищами за миг до финала катастрофы. 

Получив координаты, Альянс убивает Галена, оказавшегося вполне достойным человеком. Завещание ученого приоткрывает покров тайны и дарит луч надежды: «Звезда Смерти», как выясняется, уязвима. Однако, чтобы добраться до ее реактора, наследникам Галена нужно выкрасть проект супероружия из неприступной цитадели на планете Сариф. 

Инсургенты Альянса отказываются идти на убийственный риск. Джин и Кассиан собирают десант добровольцев, готовых любой ценой добыть схему устройства; позывные команды — «Изгой-один». 

Режиссер Гарет Эдвардс наглядно проиллюстрировал афоризм Томаса Джефферсона: «Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение». Иными словами демократия стоит жертв — вопрос лишь в том, кто насладится плодами кровососущей флоры. В следующих сериях саги дан однозначный ответ: этой награды достойна демократическая элита — рыцарский орден джедаев. Ну а персонажам Эдвардса выпала честь удобрить собой плодоносную почву. 

Судьба смельчаков незавидна, характеры схематичны, лица невозмутимы... Зато квартет «маргиналов Вселенной» подобран с явным умыслом — его составляют этнический мексиканец Луна, пакистанец Ахмед, китаец Вэнь и смахивающий на тибетского монаха Йен. Сподвижник, взбунтовавшийся дроид K-2SO, срисован с «Летающего замка Лапута» Хаяо Миядзаки. Типаж героини позаимствован из европейских триллеров о террористах 70-х (Фелисити Джонс только что сыграла бой-бабу в «Инферно»). Сочно прописаны масштабные локации — священный город Джеда повторяет ближневосточные образцы и населен незабываемыми антропоидами, облаченными в арабские туники, цветастые халаты и венецианские маски. Исторический центр напоминает крепость Масаду, а имперская цитадель — нью-йоркский небоскреб. 

Весь этот джаз кружится под музыку революции, состоящую то из какофонии ни в чем не согласных вождей Альянса, то из сольных партий героев, превращающихся из циничных и трусоватых парней в скованных одной цепью миссионеров. Но ни одна пешка так и не становится ферзем: по мере развития событий выясняется, что главными действующими лицами в ожесточенной борьбе старого и нового являются анархия, провокация и саботаж... 

Вынужденный работать из-под палки ученый закладывает в машину смерти мину замедленного действия. Альянс использует Джин как наживку для отца, та не остается в долгу — овладев инициативой, запускает эскалацию конфликта, мстит за гибель родителя, но погибает сама... Сожаления здесь неуместны  — дух этой жестокой космической оперы дышит той хипповатой свободой, что окрыляла героев Лукаса в самом начале звездного пути.