Общество новых возможностей

Андрей РУДАЛЕВ, публицист

28.12.2017

Один из самых злободневных вопросов, который редко принято задавать в конце декабря, — что происходит с нашим обществом? Ухватить перемены трудно, впасть в беззастенчивую критику — еще легче. Мол, «народ» не такой, подавайте нам другой, а этот выбросьте.

Нет, спасибо, обойдемся без крайних мер и бьющих наотмашь оценок.  Социальная среда меняется. Медленно, сложно, не всегда заметно.

Вот показательный пример. На юго-востоке Москвы директор кондитерской фабрики застрелил человека. Дело сложное: бизнес, подводные камни, старые счеты, личные амбиции — всего мы не знаем, да и не должны. Реакция на эту новость приятно удивила: легко можно было устроить традиционную истерику в духе: «обижают простого человека» или, наоборот, «преступник, террорист!». Но оценки были очень взвешенными: это, конечно, свидетельствует не о черствости, а о наличии здравого смысла. Не нужно судить, пока не видишь всей картины.

2017 год показал, что у нашего общества, как и любого другого, — множество сложнейших внутренних проблем и противоречий, но они больше не гипертрофируются, не доводятся до абсурда. Бывают всплески, но все проходит, быстро находятся (или хотя бы обозначаются) разумные компромиссы. Так случилось, например, с «Матильдой» Алексея Учителя. Фильм прошел. Страсти утихли. Если не провоцировать, не растравлять специально, то и громких конфликтов будет меньше.

Российский социум ищет себя. Мы обретаем основательность, уверенность в собственных силах. Люди пока еще осторожно, но все же стремятся к общему делу, к преодолению эгоизма. Отчасти именно поэтому в 2017-м так много говорили о будущем. И прежде всего о подрастающем поколении, которое уже сейчас амбициозно проявляет себя.

Это было очень заметно, например, в работах молодых людей, которые приняли участие во всероссийском конкурсе «Образ будущего страны». Участникам было предложено в творческой форме представить свое видение России через двадцать лет, и в итоге очень отрадно было увидеть в работах  студентов, школьников и недавних выпускников вузов не нытье и перетирание старых клише, а серьезный разговор о грядущем — планы, идеи, концепции. Как-то получилось, что молодежь видит будущее и романтично, и по-деловому одновременно: без сентиментальности, но и без цинизма.

Отметим, что начинать менять мир новое поколение, конечно же, собирается с себя. Молодые люди заявляют, что это трудное дело потребует полной мобилизации их собственных сил, и «дел будет невпроворот». Но пора «вставать, идти, бороться» — говорят конкурсанты со страниц своих работ. И эти разрозненные голоса складываются в манифест: «Мы заявляем — это наше время!»

Преодолевать уже сейчас есть что. Одним из серьезнейших испытаний для страны стало отстранение российских спортсменов от участия в Олимпиаде. В следующем году нас ждет национальное испытание — не следить за Играми не получится, и здесь, конечно, придется избежать раскола и найти общую, консолидирующую точку зрения.

То же самое можно сказать и о грядущей 100-летней годовщине Александра Солженицына. Писатель, чье имя до сих пор вызывает нешуточные споры, был  настоящим патриотом, говорил о справедливости и совести, размышлял, как обустроить Россию по дореволюционным заветам. Актуальны ли они?

Почти по Солженицыну в Башкирии, например, принят закон о приемных семьях для пожилых людей. За первый год действия этой программы более двадцати человек обрели новый дом. С одной стороны, местные власти платят из бюджета, но дело ведь не только в деньгах.

Дело в том, что одинокие старики — это ведь не вызывающие умиление дети, с пенсионерами заведомо трудно, это прекрасно понимает каждый. Да и какая с них корысть? Стакан воды они точно не принесут, воспитать их не получится. Чистая благотворительность, если подумать.

Вот таким и обещает быть 2018 год — сложным, дискуссионным, гражданским. Сохраняем спокойствие, ищем точки опоры.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции