Поддаться, чтобы победить

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

18.06.2015

16 июня под председательством министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова и в присутствии первого вице-премьера Игоря Шувалова состоялись экспертные слушания законопроекта «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях». Проще говоря — на Краснопресненской набережной сошлись сторонники и оппоненты глобальной лицензии.

О концепции ГЛ «Культуре» в декабре прошлого года подробно рассказывал глава Российского авторского общества Сергей Федотов. Прочитать интервью можно на нашем сайте. Вкратце напомню, в чем состоит идея: каждый пользователь интернета добавляет к своему счету 25 рублей в месяц и может легально использовать любой цифровой контент. Исключения возникают лишь там, где автор официально выводит свои произведения из-под действия ГЛ. Собранные средства, а, по предварительным подсчетам, сумма достигнет 39 млрд рублей в год, распределяются между правообладателями в соответствии с количеством запросов. При этом аппаратура, установленная у операторов связи, мониторит медиатрафик, но исключает контроль за личной информацией. Вот, в общих чертах, и все.

Дискуссия вокруг ГЛ ведется не первый месяц, причем критика проекта, а равно контраргументация его разработчиков касаются преимущественно технической стороны дела. Я же предлагаю проникнуть в философию глобальной лицензии. Оценить актуальность — «трендовость», как нынче говорят, — самого подхода.

Мы привыкли к тому, что борьба с интернет-пиратством — это именно борьба, то есть открытое противостояние. Законодательство РФ в данной сфере, год от года ужесточаясь, позволяет применять репрессии в отношении ресурсов, распространяющих нелегальный контент. Другой вопрос, насколько велик зазор между строгостью законов и эффективностью их применения, а в данном случае он огромен. Частным лицам реальное наказание не грозит, однако над каждым из нас нависает крайне неприятная для порядочных людей угроза оказаться соучастником чужого воровства. 

Кто спорит, карательные меры и знакомы, и доступны, и во многом справедливы. Цепочка «преступление — последующее наказание» подтвердила свою действенность на протяжении веков, даже тысячелетий. Но глупо не признавать, что она постепенно изнашивается. Идущие в лобовую атаку в современном мире проигрывают. А побеждают — овладевшие искусством взаимного компромисса и обоюдной выгоды. Те, кто способен превратить противника в соратника и предпочитает заниматься профилактикой нарушений вместо их пресечения. «Ястребы» — отстой, миротворцы блаженны, как никогда. Западный стиль нахрапа и агрессии отступает, вытесняясь восточным обволакиванием и поглощением.

Концепция ГЛ — типичное проявление мягкой силы. Человеку предлагают ценой минимального усилия ощутить себя и неограниченным пользователем, и ответственным гражданином. На редкость привлекательная инициатива. Настаиваю, что усилие размером в 25 рублей минимально для любого россиянина. Особенно, если государство принудит наконец операторов связи не «зашивать» интернет во все тарифы, предоставляя абоненту право платить только за звонки и смс — таким образом, пресловутая бабушка-пенсионерка (любимый персонаж лицемеров) от ГЛ освободится автоматически. Для всех остальных 25 рэ в месяц — просто подарок, пока что скачивание одного лицензионного фильма обходится значительно дороже. Превратить этот бонус в обременение не удастся даже путем пропагандистского «расчесывания», хотя многие надежд не оставляют. «Вводить глобальную лицензию политически опасно, — заявил на совещании в Белом доме министр связи Николай Никифоров. — В Венгрии подобная инициатива привела к народным волнениям». Так в Венгрии, простите, сравнительно недавно — в 1956-м — людей на фонарях вешали. Пока мы не вошли и не пресекли чудовищную фашистскую резню. Быть может, нести венграм (в том числе венграм) плоды цивилизации — наше прямое предназначение?

Политически опасно — заставлять творцов жить впроголодь, иезуитски вынуждая их еще и тратиться на судебные издержки. Политически опасно — поощрять в творческой среде два вредных соблазна — клянчить у государства и выдавать наспех сляпанную халтурную продукцию. Политически опасно — держаться за устаревшие модели «плюс — минус», а чаще «минус — минус», когда вам предлагают революционную модель «плюс — плюс».

Согласна, на фоне предшествующей борьбы с пиратством идея ГЛ кажется «непоследовательной» (это слово также употребил Никифоров). Как «непоследователен» любой качественный скачок после долгого линейного движения. Но подобные прорывы неизбежны, именно они стимулируют прогресс во всех областях человеческой деятельности.

Да, внедрение ГЛ поставит под удар онлайн-кинотеатры. Однако вряд ли их владельцы в свое время печалились о разоряющихся производителях и продавцах DVD, а тем паче — кассет для видеомагнитофонов. Послушайте (на легальном ресурсе) «Песню старого извозчика» и постарайтесь проникнуться фатальным смирением предпринимателя, чей бизнес остался в прошлом. Извозчик — душевный дед, кобыла у него заслуженная, однако строительство первой ветки столичного метрополитена из симпатии к ним обоим приостановлено не было.

Спасение для проката — и онлайнового, и стационарного (его кончину предрек на совещании Сергей Сельянов) — в предоставлении уникальных услуг, создании особого комфорта и особой атмосферы.

Борьба с интернет-пиратством влияет только лишь на процентное присутствие нелегального контента в Сети. ГЛ фактически уничтожает пиратство как понятие. Мы прекратим обзывать друг друга пиратами — ибо перестанем ими быть. Мы остановим — на весьма протяженном отрезке фронта — войну с собственными гражданами: России сейчас нужны силы для другого.

В глобальной лицензии я вижу воплощение одного из главных принципов дзюдоистов: «поддаться, чтобы победить». Делаем вид, будто разрешаем интернет-пиратство, а в действительности нивелируем его полностью. Каких высот способен достичь человек, овладевший философией дзюдо, известно теперь всему миру. Следовательно, перспективы ГЛ выглядят чрезвычайно многообещающе.