Мечта по-американски

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.03.2015

В столице продолжается фестиваль «Мода и стиль в фотографии–2015». Среди хитов биеннале — выставка работ известного фэшн-фотографа Альберта Уотсона. 

Родившийся в Шотландии, он в 1970-м перебрался в Лос-Анджелес. А затем сделал головокружительную карьеру на другом побережье — в Нью-Йорке. В 70-е город загибался от экономического кризиса, но в культурном плане не сдавал позиций. Здесь можно было встретить Альфреда Хичкока — Уотсон сделал хрестоматийное фото, где мэтр саспенса, состроив комичную гримасу, держит за шею ощипанного гуся. В богемных кругах царил Энди Уорхол, вплотную занимавшийся своим журналом «Интервью», для которого Уотсон отщелкал немало кадров. Неимоверная работоспособность и немного удачи — и вот бывший учитель начальных классов превратился в фотографа с мировым именем.

Выставка в Мультимедиа Арт Музее — своеобразный микс творчества Уотсона. Здесь есть портреты, принесшие ему мировую известность: хитрый Джобс, теребящий почти конфуцианскую бородку. Мик Джаггер в маске леопарда. Андрогинный Дэвид Боуи и изящная, как статуэтка, Наоми Кэмпбелл. Впрочем, можно увидеть и другие кадры — воплощающие и одновременно развенчивающие американскую мечту. Точнее, одержимость, характерную для массовой культуры. Например, «зацикленность» на пин-ап образах: Уотсон делает снимки, нарочито грубоватые и реалистичные по сравнению с популярными плакатами 1950-х. А затем обращается к бурным дискуссиям по поводу роли женщин («Каблук на плите», 2000): показывает, что кухонное рабство так до конца и не побеждено, и одновременно демонстрирует новый образ женщины: самодостаточной, независимой. И по-прежнему воспринимаемой мужчинами как объект — желания или восхищения. Недаром на снимке — ножка, обутая в шпильку: картинка, милая сердцу каждого фетишиста.

Немного инородными выглядят кадры другого плана — например, фото нежных орхидей, сделанное на Виргинских островах. Этой, менее броской стороне творчества Уотсона, вероятно, будут посвящены уже следующие выставки.