Гений во плоти

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

25.09.2014

В Галерее «Наши художники» — работы самого жизнерадостного из представителей «Бубнового валета». В экспозицию «Аристарх Лентулов. Плоть вещей» вошли 24 картины мастера, не боявшегося экспериментов и не раз удивлявшего коллег кардинальной сменой авторской манеры. 

В начале пути Лентулов — кубофутурист, фовист. Приятель Маяковского, он пробует на прочность живописные границы, и на первой же выставке «Бубнового валета» оказывается в эпицентре скандала. 

Нынешняя экспозиция составлена из картин 1910-х — начала 1920-х годов. Несмотря на неортодоксальные взгляды, Лентулов был неравнодушен к древнерусской архитектуре. Писал церкви, виды Нижнего Новгорода, Нового Иерусалима... Возможно, сыграло роль происхождение: художник вырос в семье священника. По другой версии, его привлекало яркое убранство православных храмов. В этом случае колористически роскошные картины Лентулова — своеобразная дань традициям.

В его работах именно форма выходит на первый план. Даже лучшие репродукции не передают красок, буквально обрушивающихся на зрителя «вживую». Художника иногда причисляют к экспрессионистам: сизо-голубые и багровые тени на лицах изображенных, фиолетовые веки, ярко-розовые щеки... Поздний Лентулов, не вошедший в экспозицию, совсем другой — спокойный и сдержанный: это уже автор индустриальных картин. Однако в истории, скорее всего, останется тот, ранний, период: с яркими солнечными красками, возвещающими о наступлении нового порядка и с трудом сдерживаемым хаосом форм.