На день рождения к Преподобному

Татьяна УЛАНОВА, Сергиев Посад

12.05.2014

«Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым и при жизни, «чудного старца, святого Сергия». Написано священником и философом Павлом Флоренским в конце 1918-го. А актуально и в год 700-летия святого Сергия Радонежского. Может быть, как никогда. Сумеем понять Преподобного — поймем Россию. Не умом, так сердцем.

3 мая 2014-го. Суббота. Третий официальный выходной. Все, кто хотел по традиции уехать «на майские», уже сделали это. Египет, Турция, Эмираты, дача на Истре, рыбалка под Рязанью... Каждый выбрал по себе. В том числе паломники. Не испугавшиеся резкого похолодания — в 6.30 по дороге из Москвы в Сергиев Посад автомобильный термометр, не колеблясь, застыл на нуле.   

3 мая 1314-го — условная дата рождения Преподобного. В знаменитом словаре Брокгауза и Ефрона называются пять различных версий — от 1313-го до 1322 года. Да и РПЦ традиционно не отмечает дни рождения святых. Однако 700-летию Сергия Радонежского посвящено множество мероприятий. Закладка новых храмов в честь Преподобного, пронесение мощей святого по городам России, открытые уроки в школах, конкурсы, выставки, фестивали, издание книг (в серии ЖЗЛ вышло пятое издание биографии Сергия Радонежского, написанное историком Николаем Борисовым), съемки анимационных и документальных фильмов. И даже возведение памятника святому в Первопрестольной.

Но Сергиев Посад в торжественном списке — конечно, первый. Потому что основанная монахом Сергием Троицкая обитель, названная впоследствии в его честь, — величайшая православная святыня. И ныне, и присно, и во веки веков. В июне в городе состоится I Международный театральный фестиваль «У Троицы», в котором примут участие 17 российских и зарубежных коллективов. В июле пройдут крестные ходы из Варниц и Хотькова в Лавру, а на Конном дворе откроется масштабная выставка Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника «И свеча не угасла...» («Культура» рассказывала об этом 4 апреля с.г.). Город в ожидании важных гостей. Остался месяц с небольшим. А успеть еще нужно много.

3 мая 2014-го. 7.15. Сергиев Посад. Проспект Красной Армии. Ничто не напоминает о праздновании 700-летия Преподобного. Ни растяжек, ни билбордов. 18 мая здесь выбирают нового главу. Вероятно, пока это главная проблема. В самой обители, кажется, обычный субботний день. Подтягиваются на среднюю литургию в Троицком соборе прихожане. В ожидании особой щедрости по случаю праздника выстроились вдоль свежевыбеленной монастырской стены бомжи. Тишину монастырского утра нарушил вдруг рев моторов. Двое мотоциклистов в крутой экипировке промчались мимо. Уверенно припарковались на площади. И, не мешкая, вошли в ворота обители. Позже стало известно: по благословению священноначалия Сергиево-Посадское отделение мотоклуба «Ночные волки» и фонд «Православный Крым» доставили капсулу с землей из Троице-Сергиевой лавры на Ходынское поле в Москве, где возрождается разрушенный почти сто лет назад храм в честь Преподобного. В 1893 году его построили для военнослужащих Московского гарнизона.  

«Молилась обо всех»

...Снуют туда-сюда рабочие в синих спецовках с надписью «Балтстрой». Надвратная церковь Троице-Сергиевой лавры в лесах. Троицкий собор облеплен трудягами, словно пчелами: стучат, сверлят... И поначалу кажется странным, что во время службы в храме тебе это не мешает. В самом соборе, меж тем, шагу ступить негде. А после причастия даже создается давка у раки Преподобного. Молодой батюшка не выдерживает: «Господи, Боже мой, да что с вами сегодня такое!» 

— Мы на автобусе из Екатеринбурга приехали, — делятся женщины у Троицкого. По счастливым, одухотворенным лицам читаешь: уже приложились. — Сегодня еще к Матроне должны попасть. Потом остров Залит, отец Николай Гурьянов. Но главная наша цель — Псково-Печерский монастырь.

— Не тяжело? Сколько длится ваша поездка?

— 11 дней. А красота вокруг какая! Россия-матушка! Сидишь, смотришь в окно. Что ж тут тяжелого? 

— Вы не из Запорожья? — вдруг окликает кто-то со спины. — Потеряла своих... Ой, да вон же, наш батюшка с древком... 

В это время духовный отец уже наставляет запорожцев: «Сейчас идем в автобус, берем рубашки и отправляемся на источник». 

К обеду очередь к мощам Преподобного достигнет Духовской церкви. Удлинятся людские «хвостики» за святой водой (у некоторых в руках — по четыре пятилитровых бутыли). А большие, средние и малые группы с экскурсоводами начнут буквально наступать друг другу на пятки.   

— О чем я просила Сергия? — поднимает глаза пожилая паломница. — О здоровье. О благоденствии. У меня много родственников. А потом, я Сергеевна. Алла Сергеевна. Мой отец чекистом был. Но... верующим, да. Он из кубанских казаков. С Буденным служил. Иногда думаю: надо же, мы такие простые люди, живем далеко от Москвы — в Глазове, а отец к Буденному в столицу ездил... Хотела здесь иконку купить. Но денег уже не хватает. Значит, еще приеду...

Японцы фотографируют храмы и себя на фоне храмов. Французы примеряют меховые шапки и, так и не поняв, что за зверь такой — русский песец, уходят ни с чем. Итальянцы в церковной лавке прицениваются к антикварной иконе Богоматери и, пытаясь расплатиться евро, никак не могут взять в толк, почему в банке курс один, а в магазине другой...

— У меня крестница очень больна, — смущается Елена из Москвы, показывая на пятилетнюю девочку. — Молилась обо всем. И о ее здоровье, конечно.

— Специально в день рождения Сергия приехали?

— А разве сегодня? Я думала, у него в конце апреля...

— Промерзла насквозь, прикрой меня, — просит парня девушка в очереди.

Холод. Пронизывающий ветер. И яркое солнце. Такой погодой встречала Лавра туристов и паломников 3 мая. Большинство приезжих к резким переменам погоды были явно не готовы. И, если имелось что надеть поверх джинсов, шорт и маек, надевали, не стесняясь. Даже тонкое парео с изображением египетских мумий. 

Сохранить и приумножить

Для верующих Лавра — в первую очередь намоленное место. Для многих других — памятник истории, объект мирового наследия ЮНЕСКО. Архитектурный шедевр, ради которого можно и нужно преодолеть не одну тысячу километров. Чего стоит только ризница, хранящая более 20 тысяч предметов искусства ХIV–ХХ столетий. К сожалению, вот уже год как сокровищница закрыта на ремонт. Существовавшая до 2013-го экспозиция древнерусского искусства, созданная в 1970-х годах, была в то время одной из лучших в стране, ее помнят сотни тысяч посетителей музея (в 1960–1980-х годах музей принимал в год до 700 тысяч человек). Однако к началу нового века здание ризницы уже требовало полной реставрации (текла кровля, не было кондиционеров — старая система инженерных коммуникаций не позволяла их установить, невозможно было обеспечить температурно-влажностный режим для сохранения произведений шитья), оборудование экспозиции не соответствовало современному уровню музейных технологий (витрины должны быть из лицензированных материалов — стекла триплекс, особо прочного металла), появились и новые принципы показа произведений церковного искусства. Два здания ХVIII века, полные драгоценных реликвий, не ремонтировались сорок лет. А капитально — ни разу! 

— Нам важно не только исследовать этот архитектурный памятник, точно воспроизвести его в материалах подлинника, но и приспособить здания ХVIII века под современные нужды музея, — объясняет директор филиала Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника «Ризница Троице-Сергиевой лавры» Людмила Воронцова. — Все, что можно сохранить, сохраняем: оконные решетки, ставни, металлическую лестницу, кованую дверь, лепнину ХVIII века. Художественный дубовый паркет воссоздаем по рисункам ХIХ столетия. 

Строили ризницу специально для хранения церковной утвари, монастырских риз, одеяний священников, шитья, то есть предметов, используемых во время богослужения. До закрытия здесь было выставлено около тысячи лучших предметов. После ремонта благодаря системе открытых фондов зрители смогут увидеть гораздо больше. И икон, и книжных рукописей. С последними даже смогут работать. Однако значительная часть коллекции шитья останется в фондах. Кроме самых известных вещей, в том числе раннего Покрова Сергия, который будет представлен в постоянной экспозиции. Последние требования реставраторов — показывать древнее шитье чуть ли не в горизонтальном положении (а длина некоторых изделий превышает два метра!). Да и при хранении нельзя сворачивать — слишком ветхие. 

Из двух десятков тысяч «единиц хранения» примерно половина — это то, что Лавра передала в 1920 году Сергиево-Посадскому историко-художественному музею. Однако коллекция пополнялась и в ХХ веке. И пополняется до сих пор.

— В начале 2000-х жители города принесли нам дароносицу ХVII века с гравировкой: «Троице-Сергиева монастыря», — рассказывает Людмила Воронцова. — В музее тогда денег не было, дароносицу купил коллекционер, подарил ее наместнику Лавры. А тот, в свою очередь, спросил у нас: «Это музейная вещь?» — «Абсолютно! Родная!» Владыка передал реликвию в ризницу. И мы ее уже выставляли. А в прошлом году другой коллекционер предложил музею выкупить у него древнерусскую серебряную братину начала ХVII века. И тоже с надписью «Троице-Сергиева монастыря». В монастыре скрупулезно велось хозяйство — по описям ризницы и казны мы до сих пор работаем. В 1922 году начались изъятия из лаврского, то есть тогда уже музейного, собрания (в 1918 году монастырь закрыли, а в 1920-м был основан музей). Занималась этим известная контора «Антиквариат», в которую вещи попадали из Гохрана. Предметы старины реализовывались для борьбы с голодом. Такая была государственная политика. Кроме того, экспонаты передавались из одних музеев в другие. И хорошо, если они попадали в Оружейную палату, Третьяковку, Эрмитаж. По крайней мере, их судьба известна. Наша «Троица», например, в Третьяковской галерее. Она в хорошем состоянии. Реставрируется. Выставляется. А о скольких предметах мы не знаем? Пудами, десятками пудов изымались драгоценные оклады, иконы... В общем, москвич предложил нам выкупить у него братину первой четверти ХVII века, которая в лихие 20-е, видимо, не была реализована. Мы собрали массу всевозможных заключений о предмете. И сейчас комиссия Минкульта РФ решает: стоит закупать или нет.

Сухой остаток

К июльским торжествам обновленная ризница готова не будет. Хотя мемориальные предметы, связанные с земной жизнью Сергия Радонежского, паломники и туристы увидят. Предположительно — в Троицком соборе. А вот что нового мы можем сказать сегодня о человеке... простите, о святом, родившемся 700 лет назад? 

— Новые факты мы, конечно, вряд ли откроем, — рассуждает Воронцова. — Хорошо, если б люди хотя бы знали, кто такой Сергий, когда он жил, почему мы так к нему относимся. И зачем он нужен каждому из нас. Если вообще нужен. В этом году мы еще не раз прочитаем и услышим шаблонное: «великий печальник», «великий собиратель». А почему его так называли?

— В школах теперь есть «Основы православной культуры». Хочется верить, что дети уже знают, кто такой Сергий Радонежский.

— А что, раньше нельзя было рассказывать о Сергии на уроках литературы, истории? Читать родителям своему ребенку житие? Это же не только религия. Это культура. Прозвучит, может быть, нелепо, но сегодня задача перед нами стоит сложная — сделать имя Сергия Радонежского известнее. Понятнее. Да, есть федеральная программа празднования. И все отрабатывают. Но закончится год. И что останется в сухом остатке? Мне кажется, это главное, о чем нужно думать в связи с 700-летием Преподобного.


Патриарх Кирилл: «Сергий Радонежский прославился тем, что спас наш народ»

Официальное международное празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия началось 11 мая. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение собора во имя преподобного Сергия Радонежского в Варницком Свято-Троицком Сергиевом мужском монастыре Ярославской области.

Участие в торжественных церемониях приняли министр культуры РФ Владимир Мединский, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Александр Беглов, губернатор Ярославской области Сергей Ястребов.

«Варницкий Свято-Троицкий монастырь относился к числу тех, которые практически были стерты с лица земли. Здесь ничего не оставалось, кроме руин... И, наверное, мало кто знал, что это великая обитель, связанная с рождением и жизнью преподобного Сергия Радонежского», — отметил предстоятель Русской православной церкви. «Сергий Радонежский прославился не только своей святой жизнью. Он практически спас наш народ, спас раздробленную феодальную Русь. Своей духовной силой, своим словом он объединил князей вокруг князя Дмитрия Донского, и это дало Руси возможность выставить против Мамая мощное войско, которое и разгромило врага на Куликовом поле», — подчеркнул патриарх Кирилл.