Петр Свидлер: «Приятно встать в один ряд с Ботвинником»

Александр ЛЮБИМОВ

16.03.2016

В Москве продолжается Турнир претендентов на матч за звание чемпиона мира по шахматам. Восемь выдающихся гроссмейстеров сражаются за победу, которая позволит в конце года оспорить титул у норвежца Магнуса Карлсена. Среди участников — обладатель Кубка планеты – 2011 Петр Свидлер. Накануне соревнований он ответил на вопросы «Культуры». 

культура: Два года назад Вы играли в Турнире претендентов, проходившем в Ханты-Мансийске. Этот опыт может пригодиться?
Свидлер: Надеюсь. Хотя выступил не лучшим образом, занял только седьмое место. Постараюсь учесть ошибки и показать более высокий результат. Кстати, несмотря на то, что нынешний турнир проводится в Москве, его организатором выступает Армения. Поэтому Левон Аронян участвует от страны — устроителя мероприятия. C ним у нас всегда получаются захватывающие партии. В Ханты-Мансийске Левон обошел меня лишь по дополнительным показателям. 

культура: В Вашем активе множество титулов, но особенно ярко Вы проявляете себя на чемпионатах России, где конкуренция порой серьезнее, чем на международных турнирах. Семь побед — повторение рекорда Михаила Ботвинника. Приятно встать в один ряд с мэтром?
Свидлер: Не скрою, очень этому рад. Михаил Моисеевич — выдающийся мастер, и сравняться с ним хотя бы по одному показателю для меня большая честь. Правда, конкретную цель повторить рекорд Ботвинника не ставил, но так сложилось, что на первенствах страны выступаю особенно удачно. Возможно, далеко не всегда действовал идеально, однако всякий раз выгодно использовал предоставленные соперниками возможности. С каждым новым успехом росла уверенность в собственных силах, спадал эмоциональный груз. Никогда не изнурял себя мыслями о победе, наверное, это тоже один из секретов. 

культура: Регулярное отсутствие в главном российском соревновании четырнадцатого чемпиона мира Владимира Крамника облегчает задачу?
Свидлер: Действительно, неудобный для меня противник, особенно при игре черными. Обычно после дебюта с Крамником хочется воскликнуть: «Спасибо, что передо мной поставили именно столько проблем, а не намного больше!»

культура: В шахматах зачастую на первый план выходит борьба нервов. Бывали случаи, когда не удавалось совладать с эмоциями?  
Свидлер: Шахматисты, как и все люди, подвержены перепадам настроения. Хочется быть рассудительным, рациональным, но не всегда получается. Порой в пылу азарта совершаешь рискованные ходы, а потом дома, немного остыв, задаешься простым вопросом: зачем я это сделал? 

культура: Еще какие «вредные» качества в своем характере можете отметить?
Свидлер: Лень. Очень люблю читать. И если мне предоставить выбор — лечь на диван с хорошей книгой или заняться теорией дебютов, — в девяти случаях из десяти остановлюсь на первом варианте. Однако в нашем деле невозможно прогрессировать без каждодневного самосовершенствования, поэтому приходится отказываться от маленьких радостей и работать на результат. 

культура: Некоторые скептики до сих пор не признают шахматы видом спорта. Есть что ответить таким людям?
Свидлер: В этой древней игре надо образно мыслить, уметь быстро строить логические концепции и трезво оценивать положение. Но присутствует и множество спортивных элементов: желание победить, сила воли, стремление к намеченной цели... Для меня шахматы — сплав спорта, искусства и науки. 


Справка «Культуры»

Петр СВИДЛЕР родился 17 июня 1976 года в Ленинграде.

Достижения: семикратный чемпион России, пятикратный победитель Всемирных шахматных олимпиад, трехкратный чемпион мира по шахматам Фишера, трехкратный золотой медалист командного первенства Европы, двукратный триумфатор командного чемпионата планеты, обладатель Кубка мира.