«Разбитые сердца» Жиля Леллуша: Ромео и котлета

Алексей КОЛЕНСКИЙ

29.01.2025

«Разбитые сердца» Жиля Леллуша: Ромео и котлета

На экранах «Разбитые сердца» Жиля Леллуша — зрительский хит, удостоенный овации Канн, — антимюзикл с оригинальным заголовком L’Amour ouf.

Известный актер и начинающий режиссер Леллуш семнадцать лет мечтал экранизировать роман Невилла Томпсона «Джеки любит Джонсера, ясно?» о любви пай-девочки и хулигана, выдержавшей испытание тюрьмой, сумой и медными трубами. Ключом к сюжету служит непереводимая игра слов: название можно перевести как «Ух, какая любовь!» или же учесть, что ouf («ох») намекает на fou — «безумная». Зачем же шифроваться? Возможно, Леллуш сделал кино вовсе не о безумной, а банальной любви в сумасшедшем мире, которой сей мир недостоин.

Сюжет — нагромождение шаблонов: выходец из бедной многодетной семьи встречает сироту строгих правил, воспитанную овдовевшим, но мудрым гуманным отцом. Принц покоряет принцессу безудержной удалью и отвагой, но, ступив на скользкую дорожку, попадает в тюрьму на десять лет, навек разбив сердце возлюбленной.

Помыкав горе, Джеки выходит замуж за богатого парня и переживает наглядную метаморфозу: юная и обаятельная актриса Мэлори Ванек превращается в опухшую от слез и крашенную перекисью Адель Экзаркопулос. Тюрьма же превращает дерзкого Малика Фрика в нервно-угрюмого Франсуа Сивиля, недавнего Д’Артаньяна. Потеряв лучшие годы и утратив иллюзии, бывшие возлюбленные находят силы воссоединиться для новой, скучной и серой жизни, пожертвовав «социальным приданым» (криминальным бизнесом и удачным браком) без малейшей надежды на счастье.

Все эти перипетии выглядят так, как если бы мизантропу Гаспару Ноэ попался сценарий волшебника Жака Деми, и он вымарал оттуда всю лирику, оставив лишь боль разлуки и каскад сценок, упакованных в эффектные ракурсы и сверхкрупные планы. От вокала — одна дребедень: пара частушек, исполненных в кабаке похабным мафиозным главарем, соблазнившим юношу легкой добычей; вместо танцев — балетный дивертисмент первого свидания, разыгравшийся в воображении героев. Энергия концентрируется в автопробегах, потасовках, скандалах, перемежающихся с парой пасторальных сценок.

Жанровая работа элиминирована и смазана, декоративные клише аффектированно выпячены. Два с половиной часа обманывая ожидания публики, режиссер навязывает ей тотальный невроз и убеждает: речь не о любовной драме, а эпическом конфликте живого чувства и сумерек эпохи — полутора десятилетий перед вторым тысячелетием. Кассеты сменяют винил, и наступает цифровая эра всеобщего отчуждения — тут-то и хватаются за первую, забытую любовь — спасительную химеру, позволяющую вывернуться из доли-недоли обмелевших историй и выдохшихся сюжетов.

Вернее всего L’Amour ouf читается как L’Amour out. Это французский ответ заокеанской Фабрике грез: вы глумитесь над зрителями, навязывая девиантные поделки а-ля «Ла-Ла Ленд», «Золушка» и «Злая волшебница», а мы сыграем реквием мюзикла и заставим прослезиться над руинами жанра весь мир.

«Разбитые сердца». Франция, Бельгия, 2024

Режиссер Жиль Леллуш

В ролях: Адель Экзаркопулос, Франсуа Сивиль, Мэлори Ванек, Малик Фрика, Бенуа Пульворд, Ален Шаба, Рафаэль Кенар, Элоди Буше, Николас Ваншицки, Венсан Лакост, Карим Леклу, Антони Бажон

18+

В прокате с 30 января

Фото: кадры из фильма