Петр Шаболтай: «Зритель готов тратить деньги на развлечения»

Денис БОЧАРОВ

19.05.2013

Вышла в свет книга генерального директора и художественного руководителя Государственного Кремлевского дворца Петра Шаболтая «Колумбы российской сцены». Посвящена она истории отечественной эстрады, ее главным фигурантам, их успехам и промахам.

Профессионал, посвятивший эстраде всю жизнь, Шаболтай проделал качественную и внушающую уважение работу. Он проанализировал основные этапы становления российского, советского и постсоветского эстрадного искусства, щедро снабдил собственные наблюдения и выводы высказываниями выдающихся представителей жанра, подчеркнул своеобразие и уникальность отечественной школы. Ознакомиться с «Колумбами» будет любопытно и широкому кругу читателей, и специалистам. «Культура» расспросила Петра Михайловича о книге, а также о некоторых особенностях функционирования самой престижной российской концертной площадки, которую Шаболтай возглавляет с 2001 года.

Шаболтай: Я хотел создать некий памятник художникам сцены — «колумбам» российских подмостков. Они оставили нам богатейшее наследство. Ведь все, что рождается в драматическом театре и на эстрадной площадке, — результат того подвига, который совершают служащие искусству люди. Об этих подвигах я и размышляю на страницах книги.

культура: Вы приводите высказывание Иоакима Шароева: «Эстрада — это барометр настроения народа». А как сами прокомментируете данный тезис? В чем заключается историческое значение отечественной эстрады?

Шаболтай: Вспомните, как в годы Великой Отечественной войны артисты отправлялись на фронт, чтобы поддержать наших солдат и тем самым приблизить Победу. Рискуя жизнями, наравне с бойцами они находились в самом пекле и выполняли свой долг. Нередко артистам приходилось сразу после представлений вставать в один строй со зрителями, брать в руки оружие и сражаться. Так было, есть и будет: эстрада неотрывна от народа и его истории.

культура: Вот уже более десяти лет Вы руководите Государственным Кремлевским дворцом. Существует ли стратегический план мероприятий, проводящихся в этом зале, на каждый конкретный год?

Шаболтай: Безусловно. Более того — является фундаментом, на котором строится вся работа. Стратегический план обсуждается и согласовывается на Общественном совете при ГКД, в который входят авторитетные представители культуры и искусства. Далее он утверждается управляющим делами президента РФ Владимиром Кожиным.

Мы стараемся хранить и приумножать наши традиции: проводим циклы юбилейных концертов, устраиваем выступления детских коллективов, хоров и оркестров, организовываем новогодние представления, выпускные балы и многое другое. Но каждый год находим, чем удивить. Например, одно из перспективных направлений в формировании репертуарного плана — возрождение интереса к концертам классической музыки. Мы стремимся к тому, чтобы вернуть былую популярность подобных мероприятий и приучить людей посещать вечера классики. Так, сравнительно недавно Государственный Кремлевский дворец совместно с Московской консерваторией и Ассоциацией лауреатов международного конкурса имени Чайковского организовали уникальный благотворительный концерт, в рамках которого в один вечер на сцене ГКД встретились победители конкурса Чайковского разных лет.

культура: Можно ли со стопроцентной уверенностью гарантировать аншлаг при проведении в стенах ГКД той или иной культурной акции?

Шаболтай: Нет, этого гарантировать нельзя. Но то, что мы не страдаем от отсутствия зрителя — факт. У нас лучший зал, и люди стремятся попасть сюда. Ради многих концертов зрители приезжают в Москву со всей страны.

культура: Изменился ли зритель за последние годы? Чаще ли ходят на концерты, чем, скажем, десять лет назад?

Шаболтай: Я довольно давно в мире эстрады и могу с уверенностью сказать, что зритель готов тратить деньги на развлечения, хоть вкусы у него и изменились. Отчасти это связано с активным развитием такого жанра, как шоу. Но дело в том, что, как отметил создатель московского Театра Эстрады Николай Павлович Смирнов-Сокольский: «Эстрада — это вид искусства, а не место службы». А вот про шоу я такого сказать не могу.

культура: Каковы основные принципы дирекции Кремля при организации выступлений тех или иных артистов? Существуют исполнители, которым в ангажементе может быть отказано?

Шаболтай: Мы пробуем все: если исполнитель талантлив и доставляет удовольствие зрителю — пожалуйста, милости просим на нашу сцену.

культура: Какие концерты — с сугубо технической, организационной точки зрения — устраивать проще: отечественных артистов или поп- и рок-звезд с мировым именем? Что может стать причиной «головной боли» для людей, находящихся по ту сторону сцены: техников, осветителей, звукоинженеров?

Шаболтай: Когда хочется, чтобы все было на высшем уровне, то проводить концерты и отечественных, и зарубежных артистов, одинаково сложно. А вот «головной боли» нет: у нас работают только высокие профессионалы. После комплексной модернизации звукового и светового оборудования по своим возможностям Государственный Кремлевский дворец сравнялся, а, может быть, в чем-то и опередил такие авторитетные залы, как «Олимпия», «Шрайн Аудиториум», «Ирвин Плаза», «Карнеги-Холл».

культура: Возникает ли у Вас чувство волнения перед каждым проходящим в ГКД действом, — сродни тому, которое испытывает артист, выходя на сцену?

Шаболтай: Да, я волнуюсь. Ведь это непростая сцена. Какой бы артист на ней ни выступал, каким бы высоким титулом ни обладал — если он провалится, это будет не его личной бедой, а фиаско ГКД.

культура: Какое мероприятие, за все время пребывания на посту генерального директора и художественного руководителя ГКД, запомнилось Вам более всего?

Шаболтай: Трудный вопрос… Каждый год мы проводим около 400 мероприятий и многие хотелось бы отметить. Например, никогда не забуду программу, посвященную 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. 100-летие Игоря Моисеева, 85-летие Арно Бабаджаняна, 80-летие Майи Плисецкой, 70-летие Раймонда Паулса, юбилеи Мирей Матье и Шарля Азнавура... Мне трудно все перечислить.