В наступающем году мы будем отмечать столетие обеих революций 1917-го. Именно «отмечать» — расставлять вехи с учетом современного знания, обсуждать, всесторонне рассматривать. Но не праздновать. Каких-либо массовых торжеств закономерно не предвидится. А вот идеологические споры наверняка возникнут нешуточные.
За 100 лет после революций в России мы, ее граждане, в абсолютном большинстве позабыли суть многих православных торжеств. И все же память о христианских праздниках к русским людям как будто понемногу возвращается. Например, Крещение, приходящееся на 19 января, у нас отмечают все более активно и массово. В чем смысл и каковы особенности этого замечательного празднества?
В наступившем году исполняется 140 лет с начала Русско-турецкой войны, освободившей балканские народы от пятивекового ига. А также 185 лет со дня рождения великого дипломата, графа Николая Игнатьева, блистательно эту самую кампанию закончившего: подписав в пригороде Константинополя Сан-Стефанский мирный договор.
Михаил Катков, родившийся без малого два века назад, пожалуй, самая значительная фигура за всю историю русской публицистики. Газету «Московские ведомости» он в 1860–1880-е сделал, по сути, второй властью в России. Редакция на Страстном бульваре превратилась в «департамент Каткова», откуда ждали рекомендаций, если не сказать директив, министры, сенаторы, губернаторы, порой даже жандармы.
Принято считать, что одним из первооткрывателей русского пейзажа является Алексей Саврасов, гениальным продолжателем «ландшафтной» темы — Исаак Левитан. При этом все в России знают: творчество Ивана Шишкина, со дня рождения которого исполняется 185 лет, занимает в отечественном искусстве совершенно особое место.