Крестная сила

21.12.2016

Валерий ШАМБАРОВ

За 100 лет после революций в России мы, ее граждане, в абсолютном большинстве позабыли суть многих православных торжеств. Некоторое представление имеем лишь о Пасхе да Рождестве, символизирующих заключительно-кульминационный и начальный моменты земного бытования Спасителя. И все же память о христианских праздниках к русским людям как будто понемногу возвращается. Например, Крещение, приходящееся на 19 января, у нас отмечают все более активно и массово. В чем смысл и каковы особенности этого замечательного празднества?

Два дня, 18 и 19 января, вся вода в реках, озерах, подземных источниках меняет изначальные свойства. Впоследствии она может храниться годами и не портиться, проявляя целебную силу. Даже многие врачи из тех, что не относят себя к верующим, рекомендуют употреблять ее при различных заболеваниях. Более того, если чуть-чуть этой воды добавить в другую, самую обычную, то последняя получит сходные качества, хотя и послабее. С научной точки зрения подобные явления объяснения не находят. Тут мы имеем дело с одним из чудес, ежегодно, наглядно и ощутимо подтверждающим человечеству историю земной жизни Иисуса Христа. 

Согласно Евангелиям, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иордана. В те времена это еще не было таинством. Пророк требовал от пришедших к нему покаяния, разрыва с порочной жизнью, а обряд омовения очищал их от прежних грехов. Когда же перед ним предстал безгрешный Господь, Иоанн моментально понял, Кто его посетил, был поражен и с благоговейным трепетом произнес: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Христос на это ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», — и принял крещение от праведника. 

Небо отверзлось, снизошел на Спасителя Дух Святый в виде голубя, и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 14–17).

Тогда Иисус впервые открылся людям как Бог. Отсюда и второе название праздника — Богоявление. Христос очистил, освятил Собой и воду, и человеческую сущность, до той поры слишком низкую, заведомо не способную возвыситься до Божественного идеала. Снизойдя до человека, Он как бы уравнялся с ним, повел за Собой. С Крещения началась Его священная миссия. Здесь к Нему присоединились первые ученики, апостолы — так возник духовный фундамент христианской Церкви. Завершились те сакральные события, как известно, Жертвой, принесенной на кресте, Воскресением и Вознесением. 

Ступив в воды Иордана, Господь, по сути, сделал первый шаг к Голгофе, принял на Себя и понес Свой жертвенный крест. Таков, если вкратце, общий смысл и отмечаемого в январе праздника, и процесса принятия новообращенного в лоно Церкви. 

Установленное для каждого православного человека таинство крещения — не формально-ритуальное действо с сугубо символическим омовением. Таинства — а их всего семь — суть обряды, в которых незримо пребывает Сам Бог. Во время молитв и некоторых иных богослужений Он может откликнуться на зов страждущих, а может и «промолчать». В таинствах же Его присутствие обязательно. 

При крещении человек становится на путь, пройденный и намеченный Христом, отрекается от сатаны и всех его лукавых дел посредством троекратного (перед Воскресением Спаситель на 3 дня покидал сей мир) погружения в воду, символически умирает для прежней, греховной жизни, а затем как бы рождается для жизни новой, получает благодать Святаго Духа. С этого момента его будет сопровождать персональный ангел-хранитель, помогая в благих делах, оберегая от бед и искушений. Присоединяясь к Церкви, каждый получает нательный крестик — как средство защиты от нечисти и, самое главное, как непременный знак своей святой веры. Тот, кто его надел, показывает, что готов нести собственный жизненный крест согласно Христовым заповедям. И только тогда он в полной мере может считаться христианином.

Сам Господь указал, что для спасения души данный обряд необходим: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Кстати, крещение — единственное таинство, которое может провести даже мирянин (если другого выхода нет). Например, на твоих руках умирает больной, жалея, что не удосужился покреститься; или тебя окружили опасные враги и шансов уцелеть мало — любой христианин имеет право трижды погрузить в воду своего некрещеного товарища, а если и такой возможности нет, то допускается полить на него водой, произнося формулу: «Крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И все! Господь услышит вас. Если новообращенный все-таки выживет, то ему следует обратиться к священнику, однако крестить его уже не нужно, надо лишь совершить таинство миропомазания и допустить к Святому Причастию.

В старину ребенка стремились окрестить поскорее, как правило, на сороковой день по рождении. Ныне зачастую руководствуются «рациональными соображениями» — многие родители принимали крещение уже взрослыми и, будучи невоцерковленными, для себя вывели: пускай чадо подрастет, окрепнет. Либо вообще соглашаются с либеральной точкой зрения — мол, вправе ли мы определять за малыша его мировоззрение? Дескать, повзрослеет — сам решит, креститься или нет...

Действительно, Господь даровал человеку свободную волю, предоставил ему право выбора. Если не хочешь, то можешь не обращаться ко Христу, не следовать по трудной, тернистой дороге, которую Он прошел первым. Бог щедр, дает Свои блага всем — и атеистам, и еретикам, и язычникам: солнечный свет, тепло, богатства природы, хлеб насущный, всевозможные виды удовольствий. Живи, пользуйся, наслаждайся. Как радушный хозяин Он исполняет желания любых гостей. Но — именно гостей, здесь и сейчас, во временной, земной жизни. А жизни вечной, в Царстве Божьем, те не получат. Это их собственный выбор, пенять тут не на кого. 

С крещением примерно то же самое. Отвергая его или откладывая «на потом», мать и отец отказываются от Божьей помощи в деле воспитания ребенка. Считают, что сами неплохо справятся. Или «делегируют» такое решение отпрыску на будущее. То есть в самый важный период, в пору формирования его личности он остается без присмотра ангела-хранителя, без таинств Святого Причастия, не соединяется с Христом и не получает от Него благодать. 

По сути-то, родители все же делают выбор — за ребенка. Лишают того небесной поддержки, ограничивают его духовное пространство. Отвечать за это приходится им, отцу и матери: и, вероятно, здесь, на земле, когда проявляются некие неожиданные для них последствия, и «там», перед Богом — за то, что оказались нерадивыми наставниками, позволили детской душе, вверенной им, заблудиться, увязнуть в болотах безверия.

Но вернемся к Крещению Господню. Оно относится к двунадесятым (двенадцати главным) праздникам. Богослужебные обряды, как сказано выше, символически воспроизводят древнее сакральное событие, дают возможность верующим прикоснуться к нему, в нем поучаствовать. Восходит этот праздник к истокам христианства. Еще в Постановлениях Апостольских отмечалось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Святитель Иоанн Златоуст в 387 году сообщал: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей». А святитель Епифаний Кипрский описывал то, как в день Богоявления вода в Ниле и других реках чудесно меняла свойства.

В ранней Церкви обряды разных общин несколько отличались. Праздники Крещения Господня (Богоявления) и Рождества нередко объединяли. Но в 451-м Халкидонский собор внес ясность, выделив Крещение в самостоятельное церковное торжество. Обычно в этот день крестили новообращенных, которые накануне специально готовились, постились. Вместе с ними соблюдала пост вся община, молясь за новых братьев по вере. Отголоски той традиции сохранились и сейчас, и это отражено в Рождественском посте. Вскоре после Рождества в храмах звучат особые песнопения, настраивающие прихожан на приближение дня Крещения.

В канун праздника — 18 января по светскому, григорианскому календарю (5 января по церковному, юлианскому) — предписан строгий пост. Едят лишь один раз, после вечерней службы, блюдо особое — сочиво (каша из крупы, меда и изюма). На службе осуществляется чин великого освящения воды. Ее наливают в специальные емкости, по краям коих закрепляют зажженные свечи. После соответствующих молитв священник в белоснежном облачении выходит из алтаря через главные, царские врата, выносит Честный Крест. Звучат отрывки из Священного Писания — о пришествии Христа, Его Крещении. Верующие молятся, призывая Господа прийти и освятить воду. Священнослужитель под пение тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...» трижды погружает Крест в воду. Кропит ею храм и прихожан. 

На следующий день, 19 января, чин освящения повторяют. Этот обычай пошел от традиции, существовавшей в Иерусалиме, — устраивать в праздник крестный ход к реке Иордан, к месту Крещения Спасителя. Ныне второе водосвятие служат обычно в храмах, однако в местах, где поблизости есть водоем, готовится «иордань» — прорубь крестообразной или круглой формы. Православные идут к ней крестным ходом, и священник с чтением молитв просит у Господа благословения, трижды погружая в купель крест и подсвечник.

Иностранцы, посещавшие Россию в XVII веке, оставили нам описания подобных торжеств. На Москве-реке служил патриарх со всем клиром, собирались царский двор, войска, столичные жители и приезжие. Освященную воду развозили бочками во дворец и по домам — чтобы кропить жилища, поить скот. Многие добры молодцы тут же ныряли в полынью. Особенно поражало чужеземцев то, что женщины погружали в нее даже младенцев. В наше время подобная традиция тоже получила повсеместное распространение. К крещенским прорубям съезжаются массы народа, желающего окунуться.

Вода в эти дни освящается не только там, где проходят праздничные службы, а повсюду. Ведь нисходит Дух Святый, в связи с чем Господь указал: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8). В речке, ручье, источнике можно набрать воду, и она будет крещенской. В православные храмы выстраиваются огромные очереди: многие приходят сюда один раз в году, специально за водой. Хотя ее действие в разных случаях будет не аналогичным. Одно дело — для православных христиан, которые называют ее Великой Агиасмой (Святыней), бережно хранят, принимают благоговейно, натощак, с молитвой — утром, испрашивая благодать на новый день или когда заболели. Такая вода принесет им пользу по вере. Атеисту либо язычнику тоже в чем-то поможет, но станет для него и дополнительным свидетельством: попробуй, убедись в чуде; неужели и после этого не поверишь?

Кстати, окунание в «иордань» не входит в чин водосвятия и к церковным обрядам не относится. Для верующих оно совершенно не обязательно. Иногда таковое бывает формой покаяния — стремлением «смыть грехи», ознаменовать расставание с теми или иными дурными привычками (церковной исповеди это отнюдь не заменяет). Порой таким образом проявляется тяга к укреплению в вере (как, например, во время паломничества, дополнительного поста и т.д.). В подобных случаях купание действительно может поспособствовать укреплению здоровья. В первую очередь — духовного, а телесного — как следствие. Барахтанье в проруби из любопытства, ради острых ощущений, на спор, из желания похвастать перед знакомыми может дать обратный эффект.

Стоит еще отметить, что различные христианские конфессии пользуются разными календарями, и даты праздников у них отличаются. Католики отмечают Крещение Господне в первое воскресенье после 6 января (в промежутке между 6-м и 13-м). Константинопольская патриархия и еще ряд церквей «модернизировались», перешли на «новоюлианский» календарь, празднуют 6 января. Но вода меняет свойства только в дни, установленные для праздника в Русской и некоторых других православных церквях. Пожалуй, это тоже очень важное свидетельство, причем весьма красноречивое.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть