Дальновидение для радиозрителей

20.10.2019

Ольга ЖУКОВА, кандидат исторических наук

Приближающийся 2020-й недавно официально объявлен в России Годом памяти и славы. В череде предстоящих, посвященных юбилею Великой Победы, мероприятий и торжеств не должны быть забыты и те значимые события, которые три четверти века назад происходили на культурном, идейном и прочих «фронтах»...

4 марта 1945 года наши войска вышли в Померании к побережью Балтийского моря, а Финляндия официально подтвердила, что находится в состоянии войны со своей вчерашней союзницей Германией. 6 марта началась крупная операция советских войск при участии 1-й Болгарской и 3-й Югославской армий в районе озера Балатон. В результате противник был вынужден занять оборону, а наши бойцы перешли в решительное наступление.

Аккурат между этими историческими датами, 5 марта 1945-го, председатель Комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР Алексей Пузин отправил секретарям ЦК ВКП (б) Георгию Маленкову и Андрею Жданову письмо, в котором обосновал необходимость строительства в столице Радио-дома.

Второе рождение

В том послании Алексей Александрович напомнил партийным руководителям: «До войны были построены два телевизионных центра (передатчики, аппаратные и студии) в Москве и Ленинграде, через которые проводились опытные радиопередачи. Во время войны все работы в области телевизионного вещания были прекращены. Всесоюзный радиокомитет считает необходимым в текущем году приступить к подготовке телевизионного вещания в СССР».

Так в преддверии колоссальных изменений послевоенного мира (очень скоро он разделится на два противоборствующих идеологических лагеря) в Советском Союзе всерьез задумались над тем, чтобы голос Москвы впредь слышала вся планета, а достижения советских граждан видели на всех обитаемых континентах. К привычному уже не только для нашего, но и для европейского радиослушателя позывному: «Говорит Москва!» довольно скоро прибавится «...и показывает».

Тех же, к кому позже станут обращаться «Дорогие товарищи телезрители», еще долго именовали «радиозрителями» — радио и телевидение шли в мирное будущее рука об руку. На Шаболовке, близ знаменитого детища архитектора Владимира Шухова, строился Телецентр, который прослужит стране несколько десятилетий, пока его не сменит на этом ответственном посту Останкинская башня, спроектированная инженером Николаем Никитиным...

Еще в 1944 году в проекте постановления СНК СССР «О фабрике звукозаписи Всесоюзного радиокомитета» особо оговаривался материальный вопрос: «...установить для ведущих специалистов Управления по строительству Радио-дома пять персональных окладов по 3 тысячи рублей в месяц и пять персональных окладов по 2 тысячи рублей в месяц». Для их коллег из Телецентра также предусматривались «пять персональных окладов по 3 тысячи рублей в месяц».

Для сравнения: лейтенант, командующий взводом, в то время получал 800 рублей, комбат (майор) — 1100, командир корпуса в звании генерал-майора — 2500 руб. То есть оклады ведущих специалистов были огромны, но и ответственность, которая ложилась на их плечи, соответствовала денежному вознаграждению: в короткие сроки сотворить чудо «дальновидения» для самой большой в мире державы — задача поистине титаническая.

И вот прямо с фронта, а также из закрытых КБ и оборонных заводов отзываются редкие, «штучные» профессионалы. На высоком государственном уровне принимается решение: «Возвратить на работу в Телевизионный центр из армии и других учреждений специалистов, согласно прилагаемому списку».

Особая статья — снабжение. Наркомторг выделяет для спецов продовольственные лимитные книжки, литерные продовольственные карточки, абонементы на сухой паек.

Постановление СНК СССР «О восстановлении Московского телевизионного центра» обязывает Комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР к 1 мая 1946-го восстановить и подготовить к эксплоатации (именно так писалось это слово) Московский телевизионный центр.

Неписаные законы военного времени требуют четких, быстрых, решительных действий от министерств и ведомств, включенных в решение задачи создания советского ТВ: «Обязать Комитет по стандартам при СНК СССР в месячный срок утвердить новый стандарт на основные параметры техники телевизионного вещания. Обязать Наркомат электропромышленности провести необходимые работы по реконструкции Московского телецентра». И главное: «К 1 октября 1945 г. разработать образцы телевизионных приемников и приемных установок для клубов и поставить Комитету по радиофикации и радиовещанию к 1 января 1946 г. первую партию приемных устройств в количестве: приемников — 50 штук, клубных установок — 10 штук». Дефицитную для воюющей страны валюту готовы выделить немедля: «Поручить Наркомату внешней торговли СССР закупить в США для Комитета по радиофикации и радиовещанию телевизионную аппаратуру и материалы на сумму 287 тысяч долларов». Тем же правительственным постановлением создается Главное управление по телевидению...

На трех китах

Недавний указ о проведении в России Года памяти и славы наш президент издал «в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне». И в то же время — «в целях сохранения исторической памяти». Вспоминая о боевых и трудовых подвигах, совершенных в 1941–1945 годах, не следует забывать и о том, что им предшествовало.

Закономерность становления (по сути, второго рождения) телевидения в нашей стране, причем в самый сложный для государства и народа период, во многом зиждется на парадоксе: первооткрывателями в этом деле по праву считаются трое русских ученых, граждане трех государств — Борис Розинг (Российская империя), Семен Катаев (СССР) и Владимир Зворыкин (США).

Первый из названных и у нас, и за рубежом почитается как основоположник. Еще в начале XX века, 25 июля 1907-го, он подал заявку на изобретение «способа электрической передачи изображения на расстояние». В 1909–1910 годах получил патенты на свое изобретение в Англии, Германии, России. Вот что вспоминал по этому поводу Зворыкин: «Когда я был студентом (1907–1912), я учился у профессора физики Б. Розинга, который, как известно, первым применил электронно-лучевую трубку для приема телевизионных изображений. Я очень интересовался его работами и просил позволения помогать ему. Много времени посвящали мы беседам и обсуждению возможностей телевидения. Тогда я понял недостатки механической развертки и необходимость электронных систем». И тут же: «Профессор Розинг открыл принципиально новый подход к телевидению». 

Первопроходцы вначале называли его «дальновидением» (термин, придуманный Розингом) или «электрической телескопией», и в 20–30-х все еще продолжали поиски «неэлектронных» путей развития нового направления науки и техники. В 1928–1929 годах в США, Англии, Германии, а в СССР с 1931-го началось телевещание с механической разверткой изображения. «Радиозрители» были недовольны картинкой: малый размер, слабая яркость, низкая четкость. Иронизировали: «Аппарат большой, что твой почтовый ящик, а экран — крохотный, с почтовую марку».

К середине 30-х механическое телевидение оказалось вытеснено, наконец, электронным, а изобретатели пришли к пониманию необходимости конструировать передающие электронно-лучевые трубки с важным усовершенствованием — накоплением зарядов (способствует многократному повышению чувствительности телевизионных установок). Авторское свидетельство на схему такой трубки 28 декабря 1930-го получил ленинградский инженер Александр Константинов, но полностью реализовать собственный замысел не смог.

24 сентября 1931-го московский инженер Семен Катаев подал авторскую заявку на свой вариант передающей телевизионной трубки с накоплением зарядов, оказавшийся более технологичным и перспективным. В 1944-м Семен Исидорович с группой соратников предложили стандарт ТВ-вещания на 625 строк, принятый в дальнейшем во многих странах. (В 1949 году он же выступил со смелой идеей использования Луны в качестве пассивного ретранслятора, а в 1957-м для передач ТВ на большие расстояния предложит эксплуатацию искусственных спутников Земли...)

Уехавший из России летом 1917-го и осевший за океаном Владимир Зворыкин свою трубку с накоплением зарядов назвал «иконоскопом».

Сравнивая патентные свидетельства, нетрудно установить ряд других весьма значимых в истории телевидения дат: 24 сентября 1931-го зарегистрирована заявка советского инженера Семена Катаева, 13 ноября 1931-го — «американца» Влада Зворыкина. Авторское свидетельство СССР № 29.865 выдано Семену Исидоровичу 30 апреля 1933-го, Владимир Козьмич получил патент США № 2.021.907 26 ноября 1935-го.

Они, основоположники, с тех самых 30-х налаживали дружеские контакты, и это несмотря на пресловутый «железный занавес», который с подачи французского премьер-министра Жоржа Клемансо западный мир (а вовсе не Советский Союз) поставил на границах двух политических систем.

В 1933-м советские радиоэлектронщики Сергей Векшинский и Александр Шорин побывали в американской лаборатории Зворыкина. Последний в том же году, а потом еще и в 1934-м гостил на родине, где выступал перед коллегами в Ленинграде и Москве. И не конкурентной борьбой, а своеобразным товарищеским соревнованием выглядят подобные отношения русских людей, оказавшихся в разных частях света. Позже, когда в США из СССР приезжали занимавшиеся закупками электронного оборудования по ленд-лизу специалисты, Зворыкин, по словам профессора Сергея Новаковского, с готовностью помогал им во всем, будь то знакомство с лабораториями и работами Американской радиокорпорации или заключение выгодных контрактов.

Спор славян между собой

В начале 1980-х в ежемесячнике «Техника кино и телевидения» было опубликовано интервью с Семеном Катаевым, где корреспондент спросил выдающегося изобретателя: «В США и некоторых западноевропейских странах первой передающей ТВ-трубке приписывают американское происхождение. А автором изобретения считают В.К. Зворыкина... Упорное игнорирование некоторыми специалистами за рубежом нашего первенства в изобретении иконоскопа нельзя объяснить плохим знанием исходных источников, поскольку этот вопрос поднимается не впервые и обсуждался не только нашей печатью. Хотелось бы услышать ваше мнение».

Советский ученый ответил предельно деликатно: «В тот момент, когда В.К. Зворыкин подал заявку на изобретение иконоскопа в американский патентный орган, материалы моей более ранней заявки еще не были опубликованы в общедоступной печати. Поэтому то обстоятельство, что американцы считают иконоскоп независимым американским изобретением, не противоречит существующим патентным правилам. Но то, что ими полностью замалчивается известное, более раннее советское авторство, давно уже ни у кого не вызывает удивления. Это не первый случай сознательного замалчивания приоритета русских и советских ученых».

В СССР о создателях ТВ говорили мало — возможно, в силу привычки «не светить» лучшие умы страны, работавшие зачастую на оборонку. Однако с начала 90-х наши СМИ все чаще рассказывали о Владимире Зворыкине, причем как о единственном «отце телевидения русского происхождения». Забыли, получается, собственных творцов-первооткрывателей?..

А между тем в США создали Русско-американскую палату славы, в которой увековечили память о россиянах, волею судьбы оказавшихся в этой стране. Первым удостоился такой чести Зворыкин. 29 октября 1978 года в Королевском колледже города Флашинга (штат Нью-Йорк) Владимиру Козьмичу вручили памятную медаль и бронзовую пластину, удостоверявшие о присвоении ему звания «Заслуженный русский американец». Его имя занесли в списки мемориальной галереи. «Отцом телевидения», «даром России Америке» по сей день называет Зворыкина тамошняя печать.

На склоне лет творение собственных рук он охарактеризовал так: «Это чудо превратилось в чудовище, жертвы которого бесчисленны. Оно пожирает за сутки миллиарды человеко-часов, которые лучше было бы потратить на более полезные и приятные занятия, чем на ежевечерние просмотры всех и всяческих передач, зачастую малосодержательных, а то и пустых телеподелок». 

Семен Катаев полагал, что телевидение должно быть познавательным, а не развлекательным. Из многих программ выделял свои любимые — «Клуб кинопутешествий», «В мире животных»...

Кстати, сам этот термин — «телевидение» — тоже ведь кто-то подарил миру, не так ли? 27 декабря 1899 года на открытии Первого Всероссийского электротехнического съезда с докладом «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)» выступал наш соотечественник Константин Перский. Возвращаясь к этой теме уже на Международном конгрессе в Париже в конце 1900-го, он впервые ввел в научный оборот слово «телевидение» (television). Данное выступление опубликовали в «Трудах конгресса» на французском языке, и с той поры за рубежом уверены, что автор популярнейшего термина — французский ученый Перски...


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS


 

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть