культура: Много ли времени занял съемочный процесс?
Мурадов: Подготовка — три с половиной месяца. Провели кастинг, подготовили реквизит и костюмы, обеспечили аппаратуру. Сами съемки шли примерно сто дней, практически ежедневно. Нам пришлось сделать лишь один перерыв, на полтора месяца: сперва мы отсняли всю зимнюю натуру, а потом ждали, когда потеплеет, чтобы снимать весну.
культура: В сериале «Жуков» показаны реальные исторические интерьеры: залы Кремля, дача Сталина. Трудно было получить разрешение на съемку закрытых объектов?
Мурадов: Поскольку нас курировала Федеральная служба охраны РФ, то этот вопрос удалось решить быстро. Для нас открыли разные двери, в том числе и ближнюю дачу Сталина в Кунцеве, те комнаты, где он работал, принимал гостей и где умер.
культура: Известно, что над сериалом работало много научных консультантов, историческая достоверность соблюдалась очень тщательно. Но все-таки, есть ли в «Жукове» какие-то экспромты, привнесенные сцены?
Мурадов: Поскольку нам удалось пригласить в проект актеров старой школы, умеющих действительно работать, а не отыгрывать эмоции по шаблону, то у нас практически каждая сцена оказывалась чистым экспромтом. Экспериментировали все: актеры, я, операторы. У нас съемочный день начинался с того, что мы собирались и выстраивали мизансцены в ходе обсуждения. А поскольку это все происходило в реальных интерьерах, с их особой исторической и эмоциональной атмосферой, то актеры ловили этот настрой и играли по наитию. По сути дела, на наших глазах рождался спектакль, который надо было срочно снимать на камеру.
культура: Какие именно сцены не были изначально запланированы и были придуманы уже в ходе съемок?
Мурадов: Таких эпизодов довольно много. Один из них — это момент, где Хрущев и Микоян разговаривают на рыбалке. Изначально мы планировали снимать просто в интерьерах дачи Хрущева. Но Александр Потапов, который играл Никиту Сергеевича, предложил: а давайте разговор с Микояном перенесем на природу. Тут кто-то из группы вспомнил, что под боком есть озеро, и мы решили, что Хрущев с Микояном будут рыбачить и разговаривать. Сразу же туда поехали, вся группа подключилась к процессу, в срочном порядке начали удить рыбу, поймали двенадцать несчастных карасей, они тоже попали в кадр. Получилась сцена, которая чисто теоретически могла бы происходить.
культура: Что не вошло в окончательную версию сериала?
Мурадов: Нам пришлось вырезать примерно 15 процентов отснятого материала. Это было необходимо, чтобы «Жуков» стал динамичнее, чтобы он держал эмоции ударной волной. К примеру, мы убрали уже готовое продолжение эпизода про арест Лидии Руслановой в концертном зале. Ее должны были вывести под конвоем из здания. Это были очень красивые кадры: ночная съемка, черные автомобили, огромная массовка, Ирина Розанова потрясающе это сыграла...
культура: Расскажите про самый запоминающийся момент в ходе съемок.
Мурадов: Это достаточно курьезный случай, он связан с приездом на съемочную площадку группы журналистов. У нас с Алексеем Пимановым к тому моменту были сомнения в том, что современный зритель заинтересуется фигурой Жукова, ведь аудитория сильно изменилась. И вот, когда приехали телевизионщики, я решил провести эксперимент. Взял мундир, который должен был надеть Балуев, и, никому не говоря, перевесил все наградные планки вверх ногами. Мне стало интересно: заметит ли кто-то из зрителей эту оплошность или нет. Реакция пошла сразу же после выхода репортажа. И в интернете, и в СМИ нас люто клеймили за то, что мы даже планки прикрутить нормально не можем... Стало понятно, что интерес к «Жукову» будет, что зрители станут въедливо смотреть, обратят внимание на каждую мелочь.
Сергей Девятов, доктор исторических наук, научный консультант сериала:
«Одна из самых сильных сцен сериала, раскрывающая личность Жукова, будет показана в последних сериях. Когда Жуков работал над книгой воспоминаний, его вызывали в ЦК и объяснили, что нужно поменять определенные детали, внести в текст упоминания о вкладе в Победу Леонида Ильича Брежнева. Мурадов отснял очень яркую сцену: чиновники сидят за столом, ведут достаточно расслабленную беседу, а Георгий Константинович подходит к ним вплотную и говорит: «Встать, когда разговариваете с маршалом! Меня сам Сталин боялся!» Получился очень характерный эпизод, который должен запомниться тем, кто застал ту эпоху.
На мой взгляд, Александр Балуев очень удачно, сильно сыграл Жукова. У старшего поколения с этой ролью ассоциируется Михаил Ульянов, но он играл в эпических, документальных полотнах, а для художественного проекта, показывающего личность полководца, человека сильного, но при этом сложного, Балуев подошел как нельзя лучше».
Кто играл Жукова:
Четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков — рекордсмен по числу кинематографических воплощений в отечественных фильмах о советской эпохе. Впервые маршал Победы появился на экранах в 1946 году в фильме «Клятва». Здесь, равно как и в следовавшем за ним «Падении Берлина» (1949), его сыграл Федор Блажевич. В «Весне на Одере» (1967) Жукова воплощал Дмитрий Масанов. Не единожды в роли Георгия Жукова снимался Михаил Ульянов («Освобождение», 1972, «Если враг не сдается», 1982, «Битва за Москву», 1985, «Звезда эпохи», 2005 и др.).
В современном кинематографе в этот образ входили Евгений Яковлев («Сталин.Live», 2007), Сергей Шеховцов («И примкнувший к ним Шепилов», 2009), Валерий Баринов («Фурцева», 2011). Валерий Афанасьев играл маршала трижды («Московская сага», 2004, «Дети Арбата», 2004, «Десантный батя», 2008), а Владимир Меньшов дважды («Генерал», 1992, «Ликвидация», 2007). Александр Балуев стал девятым актером, представшим на киноэкранах в образе Георгия Константиновича Жукова.