Антон Токарев, директор Нового художественного театра: «Коллектив — это пазл, который нужно сложить»

Елена ФЕДОРЕНКО

06.06.2025

Антон Токарев, директор Нового художественного театра: «Коллектив — это пазл, который нужно сложить»

Новый Художественный театр популярен не только в родном Челябинске, он — победитель фестивалей, на его гастролях не бывает свободных мест. Директор НХТ Антон Токарев рассказал «Культуре» о своем театре-доме и директорских обязанностях и объяснил, почему он оказался в Москве.

Есть в Челябинске удивительный и самобытный муниципальный театр с дерзким названием Новый Художественный. Его худрук режиссер Евгений Гельфонд создает спектакли чистые и честные, продолжая традиции русского психологического театра. Актеры играют открыто и искренне, без пафоса и эпатажа. НХТ проводит фестиваль-лабораторию «Человек театра» необычного формата, где нет победителей и побежденных. Директор Антон Токарев — человек, влюбленный в театр, надежно оберегает театральный дом, создает комфортные условия для творческой работы, а к актерам относится с отеческой теплотой.

Как вы попали в театр?

— С театром никогда не связывал свою судьбу. Так сложились обстоятельства — случайные, но достаточно объективные. Их цепь сплеталась с детства. В школе мне повезло с учителями: русский язык и литературу преподавала классный руководитель Тамара Ивановна, историю — Лия Александровна. Энергия в нас била через край, и, чтобы направить ее в творческое позитивное русло, Тамара Ивановна увлекла нас созданием самодеятельного театра. Ставили мы полноценные двухактные спектакли — вспоминаю «Женитьбу», «Федота-стрельца». Играли в актовом зале для школьников, родителей, педагогов. Тогда родилось внутреннее ощущение сцены, когда заряд тобой произнесенного текста заставляет зрителей волноваться, чаще дышать, смеяться, а потом эти эмоции возвращаются к тебе. Если хоть раз ты это почувствовал, то никогда не забудешь.

На сцену все-таки не потянуло?

— Мне нравилось, как преподают мои учителя, и я мечтал стать педагогом. Получив диплом Челябинского педагогического университета, начал преподавать теоретические философские дисциплины культурологического цикла в родном вузе. Еще со студенческих времен меня стало «сносить» в сторону от темы чистой истории — заинтересовали ее пересечения с другими сферами, прежде всего с театром. Начал регулярно ходить в театр, их у нас в городе много. Сидел, понятно, на галерке — денег, как у всех студентов, не хватало. Бывало, что один спектакль смотрел по 7–8 раз.

Не надоедало?

— Напротив. Когда смотришь один спектакль много раз, то перед тобой раскрываются новые смыслы и ты видишь, как по-разному играют актеры. Начал анализировать то, что происходит на сцене, и это захватило — несколько моих критических текстов были даже опубликованы. Тогда к нам в Челябинск приезжали ведущие театроведы из Москвы для обучения местных молодых гуманитариев методике анализа сценического действия. Эти занятия помогли сориентироваться в театральном процессе — как-то незаметно я в него погрузился. Но решил на этом не останавливаться. Одного преподавания мне было мало, и параллельно я сотрудничал с несколькими театрами: возглавлял литературную часть в областном театре кукол имени Вольховского, создал секцию молодых театральных критиков и журналистов при Челябинском отделении СТД, редактировал фестивальную газету «Театр+».

Потом семь лет работал в министерстве культуры Челябинской области, возглавлял отдел искусств. Обязанностей было немало: координация работы областных государственных театров, концертных организаций, творческих союзов, участие в работе оргкомитетов фестивалей и смотров. Стал своим в театральной среде. Когда поступило предложение возглавить Новый Художественный театр — сразу сказал «да».

Так быстро и резко поменяли госслужбу на театральные хлопоты?

— К этому времени работа превратилась в повседневную рутину — уже знаешь все входы и выходы, все отработано и делается без внутренних усилий, трудовой процесс превратился в повторение пройденного: нормативы, целевые программы, цифры, статистика, планирование, отчетность — выпрыгнуть невозможно. Стало неинтересно. Пришло осознание, что хочу понять театр изнутри, а не руководить дистанционно. Чувствовал, что знания нормативной управленческой базы и министерский опыт могут помочь сделать что-то конкретное и принесут пользу. Принял этот вызов.

Когда узнали про НХТ?

— О Новом Художественном знал с начала нулевых. Тогда это был относительно молодой коллектив, в который только пришел нынешний худрук Евгений Гельфонд. Он привел свой талантливый актерский курс, который выпустил в Челябинском институте культуры и искусства, сегодня это костяк труппы. Тогда ребята уже были особым коллективом-семьей, мечтающим построить театр-дом, какого Челябинск еще не знал. Евгений Михайлович и тогда, и сейчас отвечает за каждого своего актера, он не просто выстраивает художественную политику, он реально живет жизнью этих людей.

Попали в райское место?

— Попал в проблемное поле, где требовался кризисный менеджер, им себя и почувствовал. Незадолго до прихода Гельфонда театр лишился своей основной площадки, ее отдали банку. Театру пришлось кочевать — пристанище он получил в 2008-м, им стал бывший кинотеатр «Спартак», который находился на первом этаже многоквартирного дома. Домашний уют создавали на собственные средства и своими руками. Хочешь красивую стену? Берешь кисть и красишь. Пришел я в театр в декабре 2017-го, зная, что сложности есть, но что до такой степени — не ожидал. Театру не везло с управленцами, и несколько темных историй, связанных с нарушением законодательства, «висело» над коллективом. Необходимо было так выстроить работу, чтобы впредь подобного не повторилось.

Выяснилось, что в театре никогда не проводилась противопожарная пропитка, не составлялись паспорта спектаклей — систематизированные наборы документов, отсутствовали гардероб, касса, душевые для актеров, а за неимением главного входа, зрители попадали в «храм искусства» через служебную вахту. За эти годы удалось укрепить материально-техническую базу, провести капитальный ремонт помещений и зрительного зала с заменой кресел, приобрести транспорт для проведения выездных мероприятий. Мы участвуем в губернаторской программе «Театрально-концертный зал», это уникальный для России проект, позволяющий жителям Южного Урала видеть спектакли и концерты на площадках своих малых родных городов. Постепенно театр изменился, похорошел, приобрел новое лицо.

Часто отношения с худруком у директора складываются непросто...

— Мне повезло с худруком, Евгений Михайлович Гельфонд необыкновенно талантлив — считаю его гениальным режиссером. Говорят, что для режиссера появление нового спектакля как радость рождения ребенка. Я же испытываю нечто подобное, когда удается открыть в театре какое-то новое пространство — гардероб или санузел для инвалидов. То, что можно увидеть, потрогать и показать людям. Потому что ты этим болеешь, ищешь источники финансирования и реализуешь. Моя большая гордость — появление в нашем маленьком театре поворотного круга, когда его невозможно врезать в пол многоквартирного дома. Но круг появился: нашли инженеров, которые придумали сборно-разборную конструкцию пятиметрового диаметра на невысокой платформе. На этом круге мы не только играем на стационаре — мы с ним гастролируем.

Как бы вы определили свою роль в театре: продюсер, хозяйственник, администратор?

— Продюсер — более узкое понятие, связанное с проектами и серийностью. У меня к театру отцовские чувства — как к ребенку, которому ты хочешь и должен помогать: корректировать, направлять, а подчас и что-то запрещать. Думаю, я — хозяйственник, администратор и тот человек, который создает условия для работы театра.

Как сложилась ваша команда?

— В штате театра более 70 человек, в административной команде — 15. Сразу понял, что с точки зрения творчества и художественной составляющей проблем нет и не будет: Евгений Гельфонд и актеры живут в унисон, понимают друг друга с полуслова. Здесь я не имею права встревать и рекомендовать. Я должен был выстроить систему управления, в которой каждый понимает, к кому и с каким вопросом можно обратиться для того, чтобы получить результат. Отношения между людьми очень важны. От ряда сотрудников пришлось отказаться, другие ушли по собственному желанию.

Что же за условия вы им создали?

— Первое время старался ставить задачи и ждал результата, но люди привыкли работать по-другому, безответственно что ли, и достижений не наблюдалось. И я придумал! Каждое утро каждый член административной команды получал именной чек-лист с заданиями на рабочий день. У кого-то значилось три пункта, у кого-то и семь — задачи-то разной сложности. Вечером листы сдавались с пометками: выполнено полностью; выполнено частично и почему; не выполнено и тоже почему. Плюсы и минусы складывались в еженедельный рейтинг, и он был красноречив. Это ожидаемо вызвало отрицательную реакцию, но иного выхода я не видел. Одни сопротивлялись, другие саботировали, кто-то испытывал дискомфорт. Многие из старой команды ушли. Я же подбирал людей, которые дышат одним воздухом с нашим театром.

Если бы не бывала в вашем театре, то вряд ли поверила бы. Но в НХТ можно обратиться с любым вопросом к любому встречному: актеру, рабочему сцены, костюмеру — и ответят, проводят, улыбнутся.

— Да, удалось привлечь людей, которые бредят театром, живут им и приносят ему пользу. Они приходили не за пряниками и золотыми парашютами и не за высокой зарплатой, ее — нет. Коллектив — это пазл, который нужно сложить. Приглашал людей разных базовых психотипов, с разными способами мышления. В театре — и на сцене, и за кулисами — должны работать индивидуальности, дополняющие друг друга, иначе — никак. Кто-то ведет документацию, другой — работает руками, третий владеет языком цифр, кто-то легко убеждает или генерирует идеи. Есть у нас всеми любимая заведующая хозяйством — она приносит всем радость не только результатами своего труда, она мыслит нестандартно и формулирует точно и смешно. От общения с ней получаешь заряд бодрости на весь день. Все такие разные, и иногда они говорят на разных наречиях. Задача директора — выстроить между ними коммуникации.

Вас привело в Москву участие в конкурсе «Таланты». Что это за конкурс?

— Всероссийский открытый конкурс «Таланты» по формированию кадрового резерва в театрах — интересное и любопытное начинание правительства Москвы. Конкурс принципиально отличается от подобных, которые уже проводились ранее. Прежде всего масштабом — здесь серьезная история. Обычно конкурсы проводят для молодых, которые делают первые шаги в профессии. «Таланты» пригласили к участию тех, кто имеет опыт реализации проектов, состоялся в своем деле — лидеров региональных учреждений культуры, и возрастное условие только одно: конкурсантам должно быть не менее 27 лет. Заявок оказалось много — более четырехсот из 46 регионов. У конкурса два направления под названиями «Главный режиссер» и «Заместитель директора». Соискатели проходили несколько этапов отбора. Уже определены финалисты — 20 человек по каждому направлению, и сейчас мы проходим образовательно-проектный этап.

Какова цель конкурса?

— Думаю, обновление управленческих кадров и, конечно, обмен опытом между регионами и Москвой. Мне нравится серьезность подхода: нас пригласили в Москву явно не для того, чтобы приятно провести пару месяцев, погрузиться в столичную театральную жизнь, пообщаться с интересными людьми, хотя это тоже было бы полезно.

Меня даже удивило, как ответственно департамент культуры отнесся к конкурсу. Есть несколько моментов, которые доказывают взвешенность намерений. Мы все по первому собеседованию поняли, как подробно изучены наши творческие биографии и сколь индивидуален подход (каждый участник попал на стажировку в столичный театр) и не случаен выбор театра для конкретного финалиста. Театрам, нас принимающим, было выделено дополнительное финансирование, из которого мы получаем зарплату — это очень стимулирует: сразу осознаешь, что не просто так здесь находишься. Это не игра в конкурс: расскажите-ка нам, что происходит у вас интересненького, давайте обменяемся опытом, — а тут работа сообща, и направлена она на результат — поиск свежих идей. В конце конкурсного марафона каждый финалист представляет концепцию дальнейшего развития театра.

Театр радушно принимает на восемь недель незваного гостя, откровенно раскрывает перед пришельцем все свои тайны?

— Нас впускают в театр, а он — такой организм, что внутри все равно выстраивается общая картина того, как устроена работа. Мы имеем право задавать вопросы и получаем ответы. За два месяца необходимо погрузиться в жизнь театра. Наша задача — посмотреть на театр как бы со стороны, но ты-то — внутри, откуда опытному профессионалу видны и достижения, и проблемы. И мы должны, пусть гипотетически, выработать линию дальнейшего развития, то есть своим свежим взглядом помочь театру. Интересно, как выстроена система управления в том театре, в котором я сейчас временно нахожусь, как работают маркетинговые процессы, как реализуется программа продаж. Есть, конечно, общие механизмы, но существуют нюансы и детали, от них многое зависит. Опыт столичного театра — отличный стимул для самопроверки: правильно ли у меня выстроена работа.

Как определятся победители?

— Каждый из нас пишет бизнес-план развития театра. В середине июня состоится официальная защита с презентацией и обсуждением — в экспертный совет входят авторитетные мастера.

Какой театр вам достался, если не секрет?

— Театр имени Владимира Маяковского. Понятно, что это разные масштабы, да и несколько иные задачи стоят перед крупным московским театром и небольшим челябинским. Но оказалось, что мы дышим одним воздухом, движемся в одном направлении, нас захватывают общие идеи, и глобальных разночтений в решении задач я не вижу. Мы действительно торим схожие пути-дорожки. Например, Театр Маяковского проводит сезоны летнего театрального лагеря «Маяковка.Дети» в Подмосковье, но если для москвичей это важное, но все-таки направление, которое приносит доход театру, то в нашем театре мы реализуем проект театральных смен при поддержке одного уральского промышленного гиганта. Для детей и их родителей это абсолютно бесплатно. Помимо этого, в рамках фестиваля у нас есть программа «Юный человек театра», где мы собираем подростковые театральные студии, а ребята показывают свои спектакли, которые обсуждает взрослый экспертный совет, а также проходят обучение в рамках мастер-классов и тренингов. Для нас это миссия, и это очень важно!

На фото: Антон Токарев и (на анонсе) сцена из спектакля «Сны моего отца». Фотографии предоставлены пресс-службой Нового Художественного театра, г. Челябинск