На кукол нашли управу

Анна ЧУЖКОВА

05.04.2013

У Театра им. Образцова две хорошие новости. Он обрел нового директора, и сюда прилетела «Синяя птица».

Когда-то одну из ролей в легендарном спектакле Константина Станиславского исполнял сам Сергей Образцов. Сейчас пьеса попала на сцену кукольного театра и предстала в миниатюре. Не «по-деревенски простая» хижина дровосека, а китайская шкатулка, украшенная кружевами, искусственными цветами и блестками. В декорациях Бориса Мессерера «Синяя птица» Метерлинка обрела праздничные новогодние краски: окно комнаты Тильтиль и Митиль заволокли морозные узоры, вместе с феей они достают из шкафа разноцветные коробки. «Подарки!» — заключает моя соседка по залу, болтая ножками.

В версии режиссера Николая Скорика знаменитый сюжет значительно сократился, но приключения детей остались такими же захватывающими. Хоть заветная птица счастья и не далась — лишь подразнила «синим взмахом крыла».

Сам Театр Образцова за удачей охотился много лет. Сцена с прославленным именем и сложной биографией последние два сезона работала без руководителя. 26 марта конкурс на замещение вакантной должности выиграла Ирина КОРЧЕВНИКОВА.

культура: Что-нибудь уже успели сделать?

Корчевникова: Провели рестайлинг: оживили пространство в фойе и немного поменяли логотип. Наконец появилась наружная реклама, а главное — вывеска. А раньше, не поверите, ориентиром для зрителей была надпись «Ресторан», ведь с торца знаменитые часы не видно. Да и поколение, для которого они являлись символом театра, сменилось. Кстати, где-то промелькнула информация, что куранты остановились. Это неправда, если какая-то кукла не хочет выйти из домика — тут же вызываем вышку.

культура: Ни в Московском театре кукол, ни у вас нет худрука. Так сложно его найти?

Корчевникова: Надеемся, что в следующем сезоне назначат. Театр сложный, сами понимаете, здесь нужно соблюсти определенный политес.

культура: Вспоминается история с Резо Габриадзе...

Корчевникова: Резо теперь нас за три километра обходит. Очень жаль. Да, он марионеточник, но открыт был другим жанрам. Артисты этого понять не смогли.

культура: А сейчас они готовы принять нового худрука?

Корчевникова: По-моему, даже хотят. Хотя эта труппа со своей спецификой. Уж насколько МХТ, где я раньше работала, — трудный коллектив, но все-таки семья. У Образцова обучение было построено по принципу маленьких групп. Это де-юре никак не закреплено, но фактически так и осталось. В советское время театр входил в число коллективов — Большой, «Березка», ансамбль Александрова, которые выезжали заграницу. При этом гастролировали по нескольку месяцев, и труппа делилась надвое: кому-то нужно было играть спектакли в Москве. И по сей день принцип в какой-то степени сохранился.

культура: А Вас как воспринял коллектив?

Корчевникова: Я работаю в этом театре три с половиной года. Пришла сюда помощником директора, потом была исполняющей обязанности, и вот, выиграла конкурс. Было очень трудно первое время: на мои замечания — слезы и обиды. Но сейчас взаимопонимание достигнуто. Очень много общалась с актерами, ездила с ними на гастроли. У кукольников ведь иная психология — они не почивают на лаврах. У Образцова даже был отработан особый поклон: сначала выглядывают из-за ширмы руки, и только потом появляются лица.

культура: Слышала отзывы: мол, в Театре Образцова не осталось кукол, играют только актеры, даже приглашенная звезда Вера Васильева.

Корчевникова: Мы экспериментируем, но и Сергей Владимирович позволял себе такой поиск. Еще до «Божественной комедии» у него перед ширмой появились актеры, это называется живым планом. Сейчас хотим возвратиться к традиции, к тростевой кукле, собственно, такую программу я и заявляла на конкурс. И репертуарные планы уже есть: кукольник из компании Филиппа Жанти, Эрик де Сарриа, в следующем сезоне поставит спектакль с нашим художником Виктором Никоненко по гоголевскому «Носу». Два молодых режиссера подготовят постановки для взрослых.

культура: Неужели взрослые ходят на кукольные спектакли?

Корчевникова: Да, это сейчас популярно. Хотя сегодня в наше время удивлять стало гораздо сложнее. А кукла — всегда гротеск, что-то эффектное. Обратите внимание, у нее почти никогда не бывает пяти пальцев, только четыре.

культура: Почему?

Корчевникова: Чтобы с человеком не перепутать (смеется).

культура: Какие еще есть идеи по преодолению кризиса?

Корчевникова: Когда в 1931 году был создан театр, его назвали Центральным. И сейчас мы бы хотели этот статус подтвердить. Нам очень повезло — имеется еще один корпус, построенный при Образцове. Он мечтал об образовательной структуре, экспериментальной сцене, поэтому здание спроектировано с аудиториями, маленьким залом — это же столько возможностей! Но когда Сергей Владимирович ушел из жизни, оно стало сдаваться в аренду. И только недавно, после многочисленных судебных исков мы вернули помещения. Они достались нам после вандалов: все коммуникации разрушены, унитазы вырваны. Сейчас начали ремонт, думаем открыть корпус осенью. Будем там показывать камерные спектакли, «Снеговика» например, который участвует в «Золотой маске». А вообще мечтаем о создании собственной кукольной школы. В Москве ее никогда не было, если не считать недавнего выпуска в Щукинском училище. Так как труппа возрастная, молодые актеры просто необходимы.

Есть известные школы в Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, но мы хотим поддерживать свои традиции. Начнем с творческих лабораторий, а сверхзадача — создание полноценной школы-студии при театре, может быть, совместно с РАТИ. Они готовы к сотрудничеству.

культура: Вам удалось полюбить кукол?

Корчевникова: Чтобы полюбить, надо изучить. Пришла сюда и сразу начала много читать — у нас ведь одна из лучших специализированных библиотек. Стояла на галерке, караулила за кулисами, и многое меня поразило. К примеру, как актеры друг другу помогают, выполняют почти синхронно поистине ювелирную работу.

культура: Помните, как впервые попали в Театр Образцова?

Корчевникова: Это было, еще когда он находился на площади Маяковского. Спектакль «По щучьему веленью». Потом я водила на него сына.