Вениамин Смехов: «Русское слово опять востребовано»

Светлана ПОЛЯКОВА

02.03.2012

В Политехническом музее запущен новый проект под названием «Политеатр». В ближайшее время в афише появится спектакль «Волны» по рассказам Владимира Сорокина c участием Вениамина Смехова и Алисы Хазановой.

По словам инициатора проекта, художественного руководителя театра «Практика» Эдуарда Боякова, «Политеатр» станет осуществлением давней мечты Маяковского и Мейерхольда. Он будет работать в Большой аудитории института, той самой, где в прошлом столетии выступали лучшие поэты России. Теперь здесь собираются представлять современное кино, музыку, видеоарт, поэзию, драму — современное искусство злободневного звучания.

Участие Смехова в новом проекте не выглядит случайным: вот уже два года он является членом совета фестиваля «Текстура», проходящего в Перми.

культура: Вы давно уже свободный художник, претендующий на полную независимость. Как случилось, что Вы вошли в сообщество, исповедующее определенную идеологию?

Смехов: Ничто не мешает независимости. Но надо «толпе напоминать, что бедствует народ, в то время как она ликует и поет, к народу возбуждать вниманье сильных мира — чему достойнее служить могла бы лира?» Давид Самойлов в одной из первых публикаций после смерти Высоцкого написал о музе Высоцкого, как о родственной музе Некрасова и Вертинского. «Толпе напоминать, что бедствует народ» — это и Высоцкий. И это — «Текстура». Ведь она рискует, вытаскивая на фестиваль вместо именитых столичных театров мало кому известные провинциальные труппы. Бояков, по-моему, человек нового прорыва. Он движется в сторону напоминания толпе о бедствиях народа. Именно это обстоятельство вовлекало меня в компанию.

культура: Но в подобных проектах порой происходит подмена, вместо художественной ценности предлагается политграмота.

Смехов: Ни «Современник», ни «Таганка» в начале своего существования высокой художественностью не отличались. Это сейчас уже поется, как гимн, как само собой разумеющееся, что они были пределом высокого вкуса.

культура: Но ведь это же не миф — на спектакли обоих театров люди записывались в очередь.

Смехов: Потому что там правду говорили. Не обслуживали лозунги. Потому что искусство занималось своим прямым делом — находилось в оппозиции к власти.

культура: Вспоминаю Ваше выступление после корпоратива в пермском модном бутике. Вы были столичным «десертом» и вдруг объявили вечер военной поэзии. Я думала, Вас освищут, но зал включился, слушал, последовали овации...

Смехов: Не надо думать, что люди заданы раз навсегда, их можно и убедить, и даже победить. В наше время руководство Зала Чайковского с удивлением обнаруживает, что абонементы на концерты художественного слова дают переполненные залы. Вдруг русское слово опять стало востребовано.

культура: Однако на сей раз Вы предпочли слово Владимира Сорокина...

Смехов: Низкий поклон Сорокину, как автору поэзии в прозе — я бы так это назвал. Это — русский язык. Это победительная и страдательная часть нашей культуры, без которой она не жива. У Сорокина классический подход к любой теме, которую он избирает.