29.06.2017
культура: Название Вашей трагикомедии, «Карп отмороженный», вызывает недоумение зрителей...
Котт: Жаль, но уж такой сценарий мне достался. Андрей Таратухин нагружал заголовок символическим смыслом: в японской мифологии карп ассоциируется с образом сына. Одновременно, это рыба, плывущая против течения. Точно так герою Евгения Миронова нужно преодолеть сопротивление среды, чтобы вернуться к умирающей матери. Может показаться, что мы перемудрили. Но на самом деле это вовсе не киноманская или фестивальная история, а рассказ о простых человеческих отношениях.
культура: У провинциальной учительницы есть причины отчаяться: сын превратился в афериста, ученики выросли проходимцами и бомжами, жизнь прошла напрасно — остается лишь распорядиться «гробовыми» накоплениями, сложить руки да помереть...
Котт: Да, но не все так мрачно: героиня картины — мужественный, благородный, совестливый человек. Она не позволяет себе распускаться, бить на жалость и ныть, именно поэтому встречает сочувствие и понимание бывших воспитанников. Оказывается, они ее помнят и любят, проститься с Еленой Михайловной наверняка придет много людей...
На мой взгляд, это одна из лучших ролей Марины Нееловой. Думаю, все получилось потому, что Марина Мстиславовна сыграла максимально далекого от себя персонажа. Буквально каждый съемочный день у нас начинался с творческого спора. Это очень беспокойная артистка — пока все не узнает о героине, на площадку не выйдет. Честно говоря, я отвык от такого разбора. Зато потом она делала все от и до на щелчок пальцев.
культура: Вам удалось привлечь в картину двух невероятных актрис: Марину Неелову и Алису Фрейндлих. Как складывались отношения со столь незаурядными личностями?
Котт: Они очень разные на площадке — как в органике, так и в пластике. Марина Мстиславовна жестче Алисы Бруновны, но обе совершили настоящий подвиг. Неелова следит за своим имиджем, ей потребовалась громадная решимость для того, чтобы выйти на крупный план в роли комической старухи. Но она согласилась сниматься на следующий день после того, как прочла сценарий. А Фрейндлих попросила о встрече у нее дома и предложила закурить — видимо, прощупывала, насколько я адекватен. Через полчаса мы нашли общий язык и образ простой бабки, даже говор попробовали. Работа с такими актрисами — необыкновенная удача и праздник.
культура: Образ пожилой учительницы, разочаровавшейся в призвании и учениках, — привет от «Дорогой Елены Сергеевны»?
Котт: В какой-то степени вы правы, Елена Михайловна — постаревшая рязановская героиня.
культура: Где проходили съемки?
Котт: Под Питером, в полузаброшенном барачном поселке Сясьстрой. Попав в этот «Город Зеро», Миронов испытал дежавю, а потом вспомнил, что уже снимался здесь в картине Алексея Учителя «Космос как предчувствие».
культура: Вместе со старшим братом, режиссером Александром Коттом, Вы выпускаете режиссерскую мастерскую во ВГИКе. Чему сумели научить своих питомцев?
Котт: Трудный вопрос. Нам удалось сохранить и развить их творческие индивидуальности. Мы готовили не безликих работников индустрии, а кинохудожников. Возможно, были не совсем правы...
культура: Вы разделяете обеспокоенность коллег по поводу инициатив Минкульта, внесшего в Госдуму проект документа о пятимиллионном сборе за получение прокатного удостоверения?
Котт: Это настоящий кошмар. Кино сегодня можно делать качественно и при этом недорого, но донести его до зрителей становится все сложнее. Только что мы с братом спродюсировали фильм «Язычники» Леры Сурковой по пьесе Анны Яблонской. Снимали без поддержки Фонда кино и Минкульта, не смогли пройти питчинги, однако картина от этого только выиграла. Самостоятельная работа мобилизовала нас на поиск нестандартных решений. Лента уже начала собирать фестивальные призы. Но где взять деньги на прокатное удостоверение?