Рыжая, честная, влюбленная

Сергей КОРОБКОВ

21.10.2015

Из десяти премьер, объявленных на юбилейный, 50-й сезон, Московский детский музыкальный театр им. Н. Сац представил первую — оперу Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки».

Название для афиши переменили, оставив в нем имя титульной героини — «Лисичка» и добавив через точку слово «Любовь». Сразу понятно — то, что увидит и услышит зритель, не имеет никакого отношения к комиксу моравского художника Станислава Лолека «Лисичка-остроушка», вдохновившему в конце 1920-х годов Леоша Яначека на создание одной из лучших своих опер. Сложный для сценического воплощения текст, где практически отсутствует игровой сюжет, в Театре Сац постарались прочесть как философскую притчу о жизни с ее непреходящими смыслами и нравственными императивами. Спектакль вышел не детским, но, судя по всему, таковым и не задумывался: композитор стремился рассказать о чуде рождения и неизбежности смерти, об обретениях и потерях, о волшебных таинствах природы и ее божественном устройстве, когда вслед за весной — лето, за летом — осень, за осенью — зима. 

Музыку «Лисички» называют ностальгической и меланхоличной, но она исполнена внутреннего света, озаряющего любого, кто ей внимает. Главному приглашенному дирижеру театра Евгению Бражнику удалось сделать то, без чего спектакль обернулся бы дежурным утренником с музыкальными иллюстрациями, — вывести развернутые оркестровые комментарии в духе самого Яначека — музыканта, поэта и философа, превратившего обычный комикс в поэму о взрослении человеческих чувств. Оркестр Театра Сац еще в недавнем прошлом исполнявший разные партитуры одинаково, научился не только понимать особенности музыкальных стилей, но и выстраивать симфоническую вертикаль смыслов сообразно авторской задумке. 

Мир Яначека обжит в спектакле бережно и любовно. Словно в книжке-трансформере, волей художников Филиппа Виноградова и Валентины Останькович пространство обретает объем: взмывают вверх цветы и деревья, дома и пригорки, появляется нехитрая хозяйская утварь, а прямо к рампе примостилась вырезанная из фанеры корова. Страницы «перелистываются», и обстановка моментально обновляется, показывая цикличность времен года. 

Люди в этом мире похожи на зверей (одни и те же артисты ведут парные роли Учителя и Комара — Сергей Петрищев, Пастора и Барсука — Александр Цилинко, жены Егеря и Совы — Зарина Самадова, Пасека и Дятла — Андрей Панкратов), а звери — на людей. Ищет любви в весеннем бору остроухая Лисичка. Там же вспоминает о том, как встретил суженую, стареющий Егерь (отличная работа Петра Соколова). За столом в трактире подвыпившая троица — Учитель, Пастор и Егерь – наперебой восхваляет деревенскую красавицу Теринку, которая кажется им в этом заброшенном богом месте недостижимой мечтой. Теринка же выберет в мужья браконьера Гарашту (Олег Банковский), хвастающего тем, что несет ей полузгать обычные семечки. Так мечта о красоте, любви и счастье незаметно умрет на деревенской завалинке, где, как можно представить, сноровистый охотник накинет на плечи невесты манто, сшитое из шкурки подстреленной им Лисички. 

Но весной бор оживет — взметнутся вверх цветы и деревья, и вновь придет сюда Егерь, встретит другую Лисичку — дочь той, что убежала из его дома в чащу — искать любви.

В обход прерывисто сведенной Яначеком фабулы, но вслед за его музыкальными откровениями Георгий Исаакян сочиняет трогательную и непафосную песнь любви, где драгоценные чувства рыжей «бурки» взлетают высокой строчкой над приземленным припевом о прагматичной Теринке. 

Позаботившись о том, чтобы юный зритель не потерял нить повествования, оперу перевели с чешского языка на русский. К сожалению, добрая половина текста, особенно у исполнительниц партий Лисички (Ольга Бутенко) и Златогривека (Алена Романова) пропадает из-за трудностей с дикцией, возникающих, вероятно, по причине необходимости практически все время держать высокую вокальную строчку. 

Что до выставленной на афише отметки 12 +, то ограничив нижний возрастной ценз, театр слукавил. Историю любви лисички-плутовки рассказали понятно и для взрослых, и для детей.