10.02.2013
Оно демонстрировалось впервые после реставрации, проводившейся в течение шести лет специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря. Проект финансировался Федеральной целевой программой «Культура России». Реставрация переплета прошла при финансовой поддержке Департамента культуры Ярославской области.
Как пояснила руководитель работ, лауреат Государственной премии России Наталья Петрова, Спасское Евангелие было создано на ярославской земле и оставалось здесь на протяжении веков. Мало найдется книг с такой древней историей и столь трагической судьбой. Она пережила монгольское разорение Ярославля, пожары Батыева нашествия, Смутного времени, обстрелы и разруху 1918 года. Испытания не миновали книгу и в наши дни: в 2010-м в здании реставрационного центра вспыхнул пожар. Из горящего здания манускрипт вынесла реставратор Евгения Осипова, за что ей была присуждена премия «Своя колея» Фонда Владимира Высоцкого. И вновь пришлось восстанавливать старинные пергаментные листы, поврежденные водой и реагентами пожарной пены.
По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника музея Татьяны Гулиной, Евангелие было переписано около 1224 года в Ростове Великом для ярославского Спасского монастыря. Книгу создавали на века. Доски, переплет, замки и ремни блокировали пергаментные листы, защищая их от пыли и высыхания. Пергамент изготавливался из недубленой кожи животных. Страницы перекладывались тканью. Подлинный переплет не сохранился, но можно предположить, как он выглядел: обычно полные Евангелия, использовавшиеся на церковных службах, украшались золотыми или серебряными окладами с драгоценными камнями.
Ярославское Евангелие написано уставом нескольких почерков. Чернила в древности делались из отвара наростов на дубовых листьях с добавлением железа. На страницах до сих пор видны выскобленные фрагменты — исправления писца.
Спасское Евангелие — единственный иллюстрированный памятник домонгольской эпохи. До наших дней сохранились лишь две миниатюры, украшавшие манускрипт. На одной из них — редкий парный портрет евангелистов Луки и Марка. Над спасением иллюстраций работала лауреат Государственной премии России Галина Быкова.
Сейчас редкая книга скрыта от глаз в хранилище. В планах музея — оцифровка уникальной рукописи, что сделает ее доступной для всех.