Ищите женщину. А может, деньги?!

Владимир НИКОЛАЕВ

22.03.2013

Большой театр продолжает лихорадить. Известный танцовщик и педагог Николай Цискаридзе выразил готовность возглавить ГАБТ, а также усомнился в тяжести ожогов, полученных худруком балета Сергеем Филиным. Гендиректор Анатолий Иксанов осадил звезду: мол, одной известности для руководства таким театром мало. Между тем так пока и не ясен мотив нападения на худрука. О возможных причинах конфликта между Филиным и обвиняемым ведущим солистом балета Павлом Дмитриченко «Культуре» рассказал человек, близкий к балетному миру и хорошо знающий обоих фигурантов громкого дела. Свое имя он попросил не называть.

культура: Вы давно знакомы с Павлом Дмитриченко и Сергеем Филиным?

источник: Да. Павла я знаю с юных лет, мы бывали в одних компаниях. С Сергеем Юрьевичем я тоже хорошо знаком, но наши отношения носят, точнее, носили в большей степени служебный характер. Пашку я могу охарактеризовать как человека честного и прямого, с обостренным чувством справедливости.

культура: В чем она проявлялась, эта жажда справедливости?

источник: Понимаете, театр — это всегда интриги, распределение ролей, кому-то кажется справедливо, кому-то – нет. Ну, ладно, это везде так. Но сейчас в Большом театре назревает, как мне кажется, грандиозный финансовый скандал. Работающие там артисты рассказывали, что им выписывали премии, но с таким условием, что они должны их вернуть.

культура: Кому? Зачем?

источник: Им, якобы, объясняли так: мол, в канцелярии и других вспомогательных службах у людей маленькая зарплата, а вы, артисты, особенно солисты, зарабатываете хорошо, так что давайте делитесь. Люди так и делали, а получали работники канцелярии и другие «малообеспеченные» что-нибудь или нет — это вопрос.

культура: А при чем тут Дмитриченко и Филин?

источник: Филин? Может, и действительно ни при чем. А Паша всегда протестовал против таких теневых финансовых отношений, прямо высказывал свое недовольство, думаю, за эту принципиальность его и выбрали председателем профкома. Филин даже говорил где-то, что каждый раз встреча с Пашей вызывала у него напряжение. Это можно понять: видимо, Паша каждый раз припоминал ему эти денежные вопросы. Многие артисты поддерживали Павла, видели в нем своего заступника. Вот на этой почве, как я понимаю, у них был серьезный конфликт.

культура: А Филин как себя вел в этом конфликте?

источник: Ну как — были какие-то действия, за которыми, возможно, чувствовалась его рука. Павел входил в комиссию по распределению грантов среди артистов, следил, чтобы все было по справедливости. Однажды его вдруг не оказалось в списке членов комиссии. Одни говорят, что это нормальный процесс, ротация, все артисты должны иметь возможность наблюдать за распределением грантов. Но я считаю, что далеко не каждый так заряжен на борьбу, как Паша, и многие готовы были доверить ему голосовать от своего имени. Так что в театре считают, что выведение Паши из комиссии произошло не без участия Филина. Но, с другой стороны, есть достойные люди в окружении Филина, они убеждены в его абсолютной порядочности.

культура: Вы думаете, конфликт имеет финансовую почву? Есть мнение, что все дело в балерине Анжелине Воронцовой, подруге Павла…

источник: Нет, все-таки я думаю, что финансовые вопросы стояли гораздо острее, чем ситуация с Воронцовой. Хотя и с ней связана своя история, непростая, так скажем. Филин, когда еще был художественным руководителем балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, добился ее перевода из Воронежского хореографического училища в Московскую академию хореографии — с условием, что она, получив диплом, пойдет к нему в театр. Поселил в квартире в служебном общежитии, ее маму тоже перевез из Воронежа, поселил, даже нашел ей какую-то работу. И сам принял очень деятельное участие в обустройстве девушки, вплоть до того, что лично приезжал и полочки приворачивал, мне артисты из этого общежития рассказывали. Представляете: художественный руководитель известного театра приезжает к студентке полочки прикручивать! В общем, пылинки с нее сдувал. Все шло к тому, что Анжелина после академии приходит в «Стасик», она даже участвовала в гала-концерте, посвященном 90-летию театра. И вдруг после госэкзамена она оказывается в Большом! Ее педагогом-репетитором стал Николай Цискаридзе. Это был скандал. Филин в Анжелину столько вложил, и для него это стало жуткой обидой. Он даже пошел ругаться к ректору Академии.

культура: К Леоновой? Марине Константиновне? А она-то тут при чем?

источник: Формально как бы ни при чем. Но по жизни, как говорится, у руководителя есть определенные возможности повлиять на распределение, если его попросят. Вот типичная ситуация. У студента или студентки была договоренность, например, с Большим, что его после выпуска возьмут туда. А после получения диплома человека вызывает руководитель академии или, например, училища и объявляет, что на него пришла заявка из Музтеатра Станиславского. Человек перезванивает в Большой, а ему там удивленно говорят: «А нам сказали, что вы выбрали «Стасик». Или наоборот. Не буду говорить персонально о Леоновой, но, в принципе, руководитель учебного заведения может одну заявку утаить, а другую озвучить.

культура: Филин же до Большого был худруком балета в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, как там у него складывались отношения?

источник: В Станиславского он проработал с 2008 по 2011 год. Его приход туда был довольно неожиданным. Танцевал в Большом, ему до пенсии оставалось совсем немного, и вдруг его назначили худруком в «Стасик» — без всякого опыта руководящей работы. Да, он народный артист России, с регалиями, но и там были не менее заслуженные люди. Но, как говорят, человека со стороны взяли специально — чтобы не создавать обиды внутри театра: мол, почему назначили его, а не меня...

Насколько я знаю, им там были не очень довольны. Но в основном, это касалось принципа назначения на роли. Артисты говорили, что главный аргумент у него в таких случаях: «Я так решил». Но это, конечно, частности, они к нападению, я думаю, не имеют никакого отношения.

культура: А в Большой он как попал?

источник: Ну, тут тоже была история, не делающая чести балетному миру. Когда закончился контракт с Юрием Бурлакой, который какое-то время был худруком Большого, по всем ожиданиям, этот пост должен был занять Геннадий Петрович Янин, заведующий балетной труппой театра. И вот в эти дни мне на интернет-страничку приходит ссылка на какой-то, извините, порносайт с фотографиями гомосексуального содержания. Там изображен, как изящно выразилась потом пресс-секретарь Большого, «человек, похожий на Геннадия Петровича». Такие ссылки пришли всем балетным. Янин не стал ничего опровергать, но для него это назначение не состоялось. И художественным руководителем Большого театра стал Сергей Юрьевич Филин.

культура: Интересно. Но давайте вернемся к Анжелине Воронцовой…

источник: Когда Филин пришел в Большой, все только и обсуждали, как они там уживутся, особенно с учетом того, что педагог у Анжелины — Николай Цискаридзе, человек весьма влиятельный, и он тоже уделяет ей внимание. Но никаких скандалов по этому поводу не было, так что решили, что Цискаридзе и Филин помирились. Но через какое-то время Анжелина пошла к Филину просить, чтобы тот дал ей главную партию в «Лебедином озере». У нас в балете это в порядке вещей: если сам о себе не напомнишь, то никто и не вспомнит. А тот якобы говорит: «Лебединое» танцевать не будешь, пока не сменишь педагога — тебе нужна женщина-педагог. Такая была история. Но я не думаю, что это могло стать причиной конфликта Филина и Дмитриченко. У Анжелины все нормально с репертуаром. Ну, не танцует «Лебединое», танцует другие спектакли. Например, Маша в «Щелкунчике» — очень хороша она там, балеринка такая… Конечно, «Лебединое озеро» — это визитная карточка российского балета. Но нельзя сказать, что все балетные поголовно считают, что если там не станцевать, то считай, карьера насмарку. Некоторые, например, на «Жизели» зациклены…