Стихира от деспота

Евгения КРИВИЦКАЯ

16.06.2012

Год российской истории отметили на Седьмом фестивале симфонических оркестров мира.

Дважды зал поднимался с мест в едином порыве, когда Государственный хор имени Свешникова запевал «Боже, Царя храни!»: в Колонном зале гимном царской России завершали фестиваль симфонических оркестров мира. Самыми достойными из них оказались российские.

Вероятно, о формировании программы организаторам — Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров — стоит подумать. Слабенькие южноамериканские оркестры Кубы и Колумбии не тянут на уровень фестиваля столичного формата. Вот остались же впечатления от Хьюстонского оркестра! Мастеровитые и крепкие музыканты, с азартом играющие современные партитуры. «Атомный доктор» Джона Адамса вышел на славу.

Несомненной кульминацией феста получился финальный вечер с фантастически интересной подборкой сочинений, созданных во славу российского государства. Что ни номер — ценная археологическая находка или волнующая детективная история. Инициатором ретроспективы выступил режиссер концерта Юрий Лаптев.

Оказывается, музыкой на Руси занимались и вседержители. Рукопись стихиры, сочиненной на праздник Владимирской иконы Богоматери, автор Иван Грозный подписал: «Иоанн, деспот российский». В отличие от ее архаичного жестковатого колорита хор «Достойно есть» царя Федора Алексеевича, единокровного брата Петра I, звучал гармонично — другой век, другие песни.

«Гром победы, раздавайся» — его любил напевать помещик Троекуров, герой повести Пушкина «Дубровский» — первый неофициальный русский гимн, созданный в 1791 году Осипом Козловским на стихи Державина по случаю взятия Измаила. Полонез победы блестяще исполнил Госхор и Академический симфонический оркестр Московской филармонии. При Екатерине Великой он звучал в Таврическом дворце, и классицистская стройность музыкальных линий великолепно гармонировала с пышностью дворцового убранства. Интерьер Колонного зала в данном случае подкачал: посреди звуковой роскоши, овеянной монархическим духом, убого смотрелись потертые парткомовские кресла, сдвинутые в узкие и еле проходимые ряды. Увы, такова судьба бывшего Дворянского собрания, чьи стены, вероятно, слышали и симфоническую поэму «Русь» Милия Балакирева, основателя «Могучей кучки», написавшего сочинение к празднованию тысячелетия России, и «Коронационную кантату» Александра Глазунова, и «Торжественную увертюру на русские темы» Сергея Ляпунова — оба сочинения посвящены Николаю II.

Не менее увлекательными оказались экскурсы в недавнее прошлое. «Гимн Свободной России» Александра Гречанинова, созданный в дни Февральской революции, известен как музыкальная заставка «Радио Свобода». В 1945 году Сергей Прокофьев принял участие в конкурсе на лучший гимн РСФСР, но так и не услышал при жизни своего сочинения (его специально по заказу фестиваля оркестровал композитор Кирилл Волков). Теперь опус исполнили в ряд с гимном СССР, написанным по заказу Никиты Хрущева Георгием Свиридовым. Раритетом из раритетов при этом вышла торжественная увертюра «1812 год» Чайковского. Красочная световая партитура с видеопроекцией колоколов и артиллерийских орудий умножила изобразительность музыки с включением во славу Отечества «Боже, Царя храни!». Вариант с хором, предусмотренный Чайковским, исполняется редко, но звучит эффектно и торжественно. Дирижер, народный артист СССР Юрий Симонов, как настоящий полководец, привел музыкальную рать хора и оркестра к триумфу, осветив музыкой три даты: 400-летие окончания Смутного времени, 200-летие победы над Наполеоном и 1150-летие зарождения российской государственности.