25.05.2012
Гастроли коллектива приурочены к двум датам: 20-летию возобновления дипломатических отношений между Израилем и Россией и 75-летию самого оркестра. Зубин Мета возглавляет коллектив уже 35 лет, а с 1981-го за ним пожизненно закреплен пост художественного руководителя.
Концерт открылся увертюрой Бетховена к драме «Эгмонт» Гёте. Избегая героического пафоса, Зубин Мета и израильские филармоники воспели романтическую любовь и волю к жизни, что выше ударов судьбы. Финал прозвучал с брызгами шампанского и легкостью, свойственной скорее музыке Моцарта. Зато драматизма и вулканического темперамента с избытком хватило для Первого фортепианного концерта Чайковского, где солировал Денис Мацуев.
Перед концертом Зубин Мета дал интервью газете «Культура».
Мета: Очень рад вернуться в Россию и выступать вместе с моим новым другом Денисом Мацуевым. Наше знакомство состоялось два года назад, когда Денис приехал во Флоренцию и мы играли Третий концерт Рахманинова. Он немедленно завоевал сердца и оркестрантов «Флорентийского музыкального мая», и публики.
культура: С кем еще из российских музыкантов Вам доводилось общаться, выступать?
Мета: В 1964 году состоялось мое турне с советскими коллективами. Сначала — с оркестром Ленинградской филармонии, затем — с Госоркестром СССР и Оркестром гостелерадио. До сих пор храню сувенирную лаковую шкатулку: внутри русские музыканты оставили памятную надпись. Тогда же я познакомился с дирижерами Евгением Мравинским и Кириллом Кондрашиным. Со Святославом Рихтером мы дружили, но никогда не выступали вместе. Он боялся летать, предпочитал путешествовать на поезде или на пароходе. Но до Америки по морю добираться слишком долго, так что мы не смогли организовать совместное выступление. Зато было много концертов с Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом, Эмилем Гилельсом. У меня остались об этом самые счастливые воспоминания: я учился у них, восхищался ими. Любая репетиция со Славой Ростроповичем становилась незабываемым уроком музыкального мастерства.
культура: Вы помните свой первый концерт с Израильским филармоническим оркестром?
Мета: Конечно. Это был 1961 год, мне только исполнилось 25 лет. Несмотря на уверенность в себе, я нервничал, ведь программа включала Симфонию в трех движениях Стравинского, «Танцы из Галанты» Кодая и Седьмую симфонию Дворжака. Но концерт прошел удачно, последовало следующее приглашение, и вот мы до сих пор вместе.
В те годы еще работало много музыкантов из самого первого состава оркестра, созданного в 1936 году польским скрипачом Брониславом Губерманом. Многие из них были выходцами из Австрийской Республики. За последние полвека многое изменилось, оркестр эволюционировал, и теперь около половины его составляют эмигранты из бывшего СССР. Вторая половина — те, кто рожден в Израиле, и я думаю, что следующее поколение оркестрантов будет уже полностью родом из Израиля. У нас нет политических проблем, мы позитивные представители культуры этой страны во всем мире.
культура: Как организована жизнь Израильского филармонического оркестра?
Мета: Только десять процентов от общего бюджета оркестра приходится на долю государства. Мы живем за счет кассовых сборов, которые, слава богу, всегда высоки, и за счет спонсорской помощи наших друзей во всем мире, особенно в США. С 1969 года я выполняю обязанности музыкального директора Израильского филармонического оркестра и всегда участвую в отборе новых музыкантов.
культура: Вы являетесь соучредителем музыкального фонда в Бомбее. Расскажите об этом проекте.
Мета: Это фонд поддержки детского музыкального воспитания, носящий имя моего отца, Мели Меты. Я считаю, что музыке надо учить абсолютно всех детей и во всем мире. Фонд в Бомбее воспитывает детей на традициях западноевропейской музыки. В свою очередь, Израильский филармонический оркестр также участвует в специальной программе для арабских детей.
культура: Вы ощущаете себя европейцем?
Мета: Музыкальное образование у меня, разумеется, западное, но по национальности я индиец и до сих пор испытываю трудности в получении виз для зарубежных поездок. Моя любимая кухня — национальная индийская. Хотя я не участвую в повседневной жизни моей страны, но не забываю свой язык и интересуюсь всем, что происходит на родине.