Фестиваль «Arena Moscow Night. Наш джаз»: полуфинал в условиях, приближенных к боевым

Елена СЕРДЕЧНОВА

25.09.2020



Под Павловским Посадом состоялся полуфинал конкурса «Arena Moscow Night. Наш джаз», посвященный 75-летию Победы.

Джазисты должны были погрузиться в атмосферу 40-х, которую создавали аутентичная военная техника, артисты в форме и тематический автопробег, и впечатлить меломанов обработками музыкальных произведений тех лет. За несколько часов, проведенных на площадке в милитари-парке, где проходил полуфинал, корреспондент «Культуры» посидела в ретроавтомобилях, представила себя медсестрой на фронте, прониклась джазовыми экспериментами и поговорила с участниками конкурса и членами жюри.

Конкурс импровизаторов

«Arena Moscow Night» — проект с историей. Национальный фонд поддержки правообладателей уже несколько сезонов проводит это мероприятие, которое объединяет в себе вокально-музыкальный конкурс, онлайн-шоу и джем-сейшны. Поначалу творческое состязание было посвящено опере и новой музыке, а в этом сезоне дошла очередь и до джаза.

Ясность в то, что именно будет происходить на площадке, перед началом действа внес музыкальный продюсер конкурса Айк Григорян, который рассказал, что программа «Arena Moscow Night. Наш джаз» уникальна и неповторима, а задача жюри — выбрать не просто лучшего исполнителя, а лучшего джазового импровизатора.

— В России точно не существует джазовых конкурсов с такой программой. В мире, я думаю, тоже, — с гордостью констатирует собеседник «Культуры». — Например, у нас конкурсанты два произведения готовили сами, а третье должны были выбрать из списка, который им давал ведущий Михаил Михайлович Митропольский. Они придумывали свою оригинальную аранжировку на все три песни, но на самом выступлении не знали до последнего, что будут исполнять. Тянули жребий, им могла попасться любая композиция.

В первом туре было 15 команд — они же джазовые коллективы. Затем прошло пять отборочных туров, в каждом туре три команды. В полуфинал отобрались девять команд. К финалуК финалу (организаторы пока не называют его дату, но известно, что второй полуфинал запланирован на первое октября, а затем последует третий), их останется только три. 


Долгая дорога к джазу


Очутиться в месте дислокации штаба, ой — месте проведения полуфинала, — было не так просто. Подхватили невоенного корреспондента у метро «Шоссе энтузиастов». Чудесная погода обещала такой же удивительный вечер, пустая Горьковка не давала в этом усомниться. После продолжительной дороги на восток от столицы машина остановилась на шоссе, вроде бы приехали. Но связной не отвечал на позывные, и пришлось понервничать — на войне как на войне. Наконец координаты сообщили, машина резко свернула на грунтовую дорогу и отправилась в сторону леса, что характерно, по военной дороге. Потому что так ее разбить могли только гусеницы танков.

Ворота заскрипели, попали к своим: штаб, большая палатка, плакат «Родина-мать зовет», девушка в шляпке и на каблучках, военные в форме. Спрашиваю у замученной пиарщицы-«партизанки» Дарьи, почему местом проведения конкурса выбран милитари-парк «Гарнизон-А».

— Конкурс посвящен 75-летию Победы, гарнизон — единственное место, где можно вывести военную технику времен войны. Но вы не думайте, выступление будет не здесь, вас отвезут, сами-то не дойдете, — успокоила она.

Залезаем уже в другую машину, по грунтовке едем в лес, в кустах явно засада. Ах, нет, облегченно вздыхаем, — это оператор ведет съемку. Навстречу едет военный грузовик, галантно съезжает с грунтовки в сосны. Вот он, партизанский этикет.

Наконец-то приехали. Поляна, вокруг сцены ездят танк и бронетранспортеры. «Куда?!» — страшным голосом кричит комиссар, ой — генеральный продюсер Мария Панкратова — и, кажется, сейчас достанет пистолет. «Тут провода!» — рычит она.


Духоподъемные песни на русском и английском


На сцене участники настраивают аппаратуру, это называется саундчек. А чтобы на «линии фронта» не было потерь, стоит вагончик-кафе. Военных кормят неплохо, жаль, боевые сто грамм не наливают.

Оказавшийся рядом лидер джазового ансамбля The Trombone Show, дирижер Государственного камерного оркестра им. Олега Лундстрема и член жюри Максим Пиганов говорит, что мероприятие выходит очень интересным, хотя для него оно оказалось неожиданным. 

— Очень интересно и неожиданно, пригласили буквально неделю назад. Я и в жюри вхожу, и выступать буду совместно с участниками. Ни один коллектив я не слышал, в этом самый интерес, что не знаю, какие будут аранжировки, как будет все звучать. Само сочетание джаза и темы 75-летия Победы во Второй мировой, мне представляется логичным. Джазовые исполнители выступали на фронтах, те же Утесов и Русланова. С американской стороны — Гленн Миллер, который также ездил по фронтам. Джаз все время на войне помогал. Можно сказать, что это мужественная музыка, — делится с «Культурой» Пиганов.

По его словам, когда видишь технику времен войны, и не на выставке, а живьем, испачканной в глине, это создает особую атмосферу.

Уже знакомый нам Айк Григорян уточняет, что в полуфинале прозвучат песни военных лет — и советские, и союзников — и тут же советует посмотреть танк Т-34.

— Это легендарный танк, который прошел всю войну, он в прекрасном состоянии, на ходу, правда, не знаю, стреляет или не стреляет. Ну где еще есть возможность такое увидеть? — продюсер счастлив, как ребенок.

Известный джазовый обозреватель Михаил Митропольский замечает, что этот полуфинал можно назвать приближенным к боевым условиям, ведь когда-то джазовые коллективы и исполнители принимали активное участие в выступлениях на фронтах и в поддержании боевого духа.

— Ездили на фронт, где, кстати, тоже гибли, выступали в госпиталях, делали радийные записи. Надо помнить, что джаз в 30-е годы был самой популярной музыкой цивилизованного мира. Причем до войны это был танцевальный джаз, когда пришла война, веселый джаз поменял «ориентацию», он превратился в основном в песенный, — делает экскурс в историю Митропольский.

И вот раздается зычный голос продюсера, приказание короткое: неучастники должны сесть в ретроавтомобили, чтобы смотреть выступление. Хоть и военное положение, а залезать в чужую машину страшно, мнусь у красивого, но уже возрастного «Москвича», а рядом роскошная «Победа» и «Скорая помощь», но туда садиться еще страшнее.

Приказ отдается еще раз, с осторожностью влезаю за руль «Москвича», трогаю рычаг, щелкаю крышечками и борюсь с искушением нажать педаль газа.

Выступление начинает команда «Лютый Бенд». Хрупкая девушка в старомодном костюме исполняет произведения «I’ll be seeing you», «Бомбардировщики» и «Песенку военных корреспондентов». Становится неожиданно грустно. Вечер, военные, танки, кажется, что у меня на плече сумка с предметами медпомощи и мне скоро надо снова вытаскивать раненых солдат с линии фронта.

На сцене появляются энергичные ребята. Это Квинтет Константина Власенко. Звучат «There'll Be A Hot Time in the Town of Berlin», «Темная ночь», «Барон фон дер Пшик». Произведения исполняются не просто так, действительно каждый раз джазмен тянет жребий, на котором обозначена та или иная песня.

Но импровизация ждала не только участников. По крыше авто застучали и крикнули: «Вылезай!». Застали за угоном, практически. Это хозяин машины захотел сесть на свое законное место. Пришлось попросить убежище в «Скорой помощи». Так что выступление группы SHOO я слушала уже в медицинском автомобиле. Грудной голос солистки снова принес ощущение печали, и, не побоюсь сказать, бренности сущего. Хотя песни были жизнеутверждающие: «На солнечной поляночке», «Дорога на Берлин», «Два Максима».

Члены жюри: лидер джазового ансамбля The Trombone Show Максим Пиганов, джазовая певица Анна Бутурлина и художественный руководитель Центрального концертного образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России Алексей Карабанов стали оживленно обсуждать выступление. Отвлечь их не могли ни реплики ведущих — актера Максима Линникова и джазового обозревателя Михаила Митропольского, — ни шум на площадке. Наконец троица вынесла вердикт: победителем стал Квинтет Константина Власенко. По мнению жюри, именно этот коллектив смог наиболее полно передать дух военного времени.

Но, как в сказке в воздухе зазвенел голос продюсера, в честь великого праздника организаторы разрешили выбрать еще один джаз-бэнд, который пройдет в финал. Тут уж жюри не совещалось, а сразу огласило решение: в финал выйдет еще и группа SHOO. Таким образом, третье место занял «Лютый Бенд».

«Культура» расспросила Константина Власенко, ожидал ли он победы и не было ли у него желания залезть в танк.

— Не ожидали, что победим, ведь с каждым туром коллективы становились все сильнее, — признается музыкант. — Но мы очень старались, как вижу, жюри оценило. Формат конкурса оказался для нас неожиданным — раз, и поменялась тема, с другой стороны, в джазе это повсеместно и приходится ориентироваться на ходу. Да, я осмотрел военную технику и даже кое-куда залез. Я вырос в Забайкалье, у нас транспорта времен войны немного, не то что в Подмосковье. Поэтому мне было очень интересно все это осмотреть. А погрузиться в атмосферу удалось еще при подготовке программы. Но место проведения полуфинала и военная атрибутика добавили магии.


Атмосферный автопробег


Кошусь взглядом на «Москвич», откуда была изгнана, наверное, немецким солдатом. Немолодой, но очень жизнерадостный мужчина вываливается из-за руля и любезно представляется: Геннадий Андреевич.

— Этому «Москвичу» 51 год, и он не из моего гаража. Машина принадлежит автоклубу раритетных автомобилей «Автомобиле». Мы собираем машины по всей стране и потом приводим их в порядок. Иногда ремонт обходится дорого, иногда — не очень. Вообще ретроавтомобили сильно отличаются от современных машин: и усилителя руля нет, тормоза не те, подвеска не та. В салоне может вонять бензином, машина может глохнуть, а двери — не закрываться. Тем не менее, они на ходу, мы, например, приехали на своих «старушках» из Москвы, ударили, так сказать, автопробегом по бездорожью.

Геннадий Андреевич говорит, что выступления ему очень понравились, он любит джаз, военные песни и советует всем их слушать. Кстати, это уже можно сделать на портале «Культура.РФ», в социальной сети «Одноклассники» и на сайте «Arena Moscow Night».

Фото предоставлены организаторами  «Arena Moscow Night»