02.08.2018
На Московском урбанистическом форуме, который прошел в конце июля, президент, говоря об успехах столицы, предложил использовать опыт Первопрестольной. Ранее глава государства в послании Федеральному собранию отметил необходимость «развернуть программу пространственного развития России»: предполагается обустройство мегаполисов и населенных пунктов, модернизация и расширение всей магистральной инфраструктуры страны. Агентство стратегических инициатив (АСИ) подвело итоги программы «Управленческое мастерство: развитие региональных команд» и выделило наиболее перспективные проекты в этой сфере.
Воронеж. Все по уму
Может показаться, что провинциальные города средней полосы обречены разделить общую участь: быть в одной своей части историческими явлениями, в другой — местами «спальной» застройки. План изменения Воронежа, который выделен АСИ в качестве одного из наиболее перспективных, опровергает это представление.
Программа «Воронеж — город будущего» предполагает, прежде всего, строительство метро, снос более 400 тысяч кв. м ветхого жилья. Все здания — как жилые, так и офисные — будут построены по современным технологиям «умных домов». Здесь используются материалы, безопасные для здоровья человека, а благодаря системе экономного потребления ресурсов снизятся и коммунальные платежи. В разработке проекта участвовали японские специалисты.
— Японцы уже построили один из таких домов, — рассказала «Культуре» представитель городской администрации Ирина Науменко, — и в него сейчас водят экскурсии. Комнатки там небольшие, но зато нет острых углов, на которые можно наткнуться. Стены сделаны из экологически чистого материала, хорошая термоизоляция — достаточно теплых полов. При этом в помещении прекрасная вентиляция, очищающая воздух от уличных выхлопов. Расход электроэнергии минимален благодаря энергосберегающим лампам. Снижено и потребление воды за счет ее многократного использования.
По словам замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, курирующего программу в Воронеже, главная цель проекта состоит в том, чтобы людям было удобно.
В мегаполисах «умный район» обычно строится вокруг железнодорожного узла, здесь и автовокзал, и главные выходы из метро. Пассажиры попадают на другую ветку общественного транспорта, по пути имеют возможность зайти в кафе, магазины и даже развлекательные центры. Схемы движения хорошо продуманы — люди без пробок добираются до нужного места, а чаще идут пешком.
— Подобная система с поправкой на масштаб города уже внедрена в Воронеже в рамках реализации проекта «умный город», — рассказывает Науменко. — И заторов на дорогах заметно поубавилось. Также проведены экспериментальные восстановительные работы канализации без раскопок и остановок водоснабжения — при помощи щупов. Жители даже не заметили, что шел ремонт, поскольку траншеи не рылись и вода не отключалась.
По словам Чибиса, воронежский проект «город будущего» довольно сложный и долгосрочный. Предстоит еще серьезно доработать финансовую модель.
Владивосток. Разгружая центр
Еще один городской проект разрабатывается во Владивостоке, к которому приковано особое внимание центра. Идея переустройства столицы края выходит далеко за рамки федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Основная концепция — предоставить жителям свободный доступ к набережным. При этом предполагается изменение всей структуры города, превращение ее в более компактную и уютную. Нынешняя застройка, как признают и жители, и специалисты, крайне неудобна. В центре находятся промышленные предприятия, что плохо влияет на экологию, а огромное количество машин на улицах создает проблемы для пешеходов.
— Пока определены две территории, с которых начнется обновление Владивостока — это центральная часть в районе железнодорожного вокзала и бухты Золотой Рог, — пояснили «Культуре» в пресс-службе администрации Приморского края. — Там планируется создание многофункционального общественного центра. При этом будет сохранена историческая застройка. Из города предполагается вывод всех предприятий, а также администрации. Вторая территория — долина Первой речки. Сейчас там промышленные зоны и участок нефтебазы. Туда по плану и предполагается перевести часть административных функций, чтобы разгрузить центр, где расположены музеи и галереи. Учреждения культуры планируется связать удобными пешеходными маршрутами и по возможности крытыми галереями. Долину Первой речки застроят высотными зданиями и создадут там необходимую инфраструктуру.
Намечено изменение системы улично-дорожной сети: строительство удобных пешеходных зон и новой кольцевой дороги, которая поможет решить проблему с пробками, а также возведение второго моста на остров Русский — там появится новое поселение на 30 тысяч жителей. Это будет идеальный район, где предусмотрено все — от расстояния между домами до расположения транспортных развязок.
— Окончательно проект еще не одобрен, — уточняют в пресс-службе краевой администрации. — Сейчас он на стадии согласования с генеральным планом города.
Ставрополье. Большой курорт
После Олимпиады в Сочи развивается не только Краснодарский край, но и весь Юг России. Одна из перспективных региональных концепций — превращение Ставропольского края в курортную зону, объединяющую лечение водами, развлечения, сплав по рекам, полеты на дельтапланах, познавательные и археологические рейды, паломничества к святым местам, винные погреба и даже игорные заведения.
Для этого достаточно создать транспортную инфраструктуру, которая соединит Кисловодск с Сочи и Красной Поляной. Расстояние между ними сейчас составляет 770 километров — новая трасса уменьшит путь более чем вдвое.
Сразу же после этого поток туристов, по мнению специалистов, увеличится на шесть миллионов человек.
— Сюда можно приехать поправить здоровье на минеральных водах, покататься на лыжах в Приэльбрусье, а затем через каких-нибудь пару часов оказаться на одном из пляжей Черного моря, — рассказывает начальник отдела реализации программ и инфраструктурных проектов министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края Артем Луганов.
В этом и заключается концепция «курорта будущего» — такого разнообразия, собранного в одном месте, нет нигде в мире.
Ставрополье географически расположено очень выгодно: рядом с основными курортными зонами России. Кроме того, есть у региона и свой «раскрученный» бренд, Кавказские Минеральные Воды.
— В ноябре 2016 года руководство Ставрополья представило проект трассы Кисловодск — Сочи на выездном заседании комитетов Совета Федерации, — рассказал Луганов. — Его стоимость была оценена в 65 млрд рублей. Четырехполосная дорога в 290 километров должна протянуться по Ставрополью, Карачаево-Черкесии и Краснодарскому краю. Проект одобрил глава правительства Дмитрий Медведев.
Териберка. Арктика зовет
Многие высказанные идеи могут показаться фантазией, имеющей мало отношения к повседневной жизни обычных людей. Однако пример развития села Териберка, которое находится на Кольском полуострове в 120 километрах от Мурманска, показывает, что перемены к лучшему возможны даже там, где, казалось бы, давно ничего сделать нельзя.
Далекое заполярное село стало знаменитым после выхода в свет фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»: такова, мол, беспросветная российская глубинка. Когда-то поселок, основанный еще в XVI веке, был одним из промышленных центров региона. Расцвет Териберки пришелся на советскую эпоху.
— У нас даже был свой завод. Всю рыбу можно было сдавать здесь, — объяснил «Культуре» глава администрации Териберки Роман Кузнецов.
На момент съемок «Левиафана» поселок представлял собой печальное зрелище. Жилые дома заколочены, большинство зданий заброшено. После того как фильм был показан на российских и зарубежных смотрах, в забытое место потянулись туристы.
— 21 июля прошел четвертый по счету Арктический фестиваль, на который съехалось более 4000 человек, — уточнил глава администрации. — Конечно, наши гостиницы такое количество народу вместить не могут, но, к счастью, люди располагаются в своих палатках.
Первыми о возрождении Териберки в рамках программы «Большая Земля» заявили в 2015 году предприниматели, а год спустя правительство Мурманской области создало группу по развитию села, которая взялась за разработку инвестиционных проектов.
В поселке построили пожарное депо, реконструировали Дом культуры, возвели несколько новых многоквартирных домов и, наконец, заасфальтировали дороги.
— Сегодня сдана в эксплуатацию новая гостиница, — сказал Кузнецов. — Строятся частные гостевые дома, комфортабельные апартаменты, кемпинги. Ведь к нам зачастили рыбаки со всего мира. У нас очень хороший улов. Но пока подводят дороги. И для большей части населения по-прежнему нет работы.
Зато появилась цель — сделать Териберку главным заполярным туристическим центром. По словам руководства Мурманской области, сегодня проект развития села находится в стадии реализации.
— В планах — автомобильная трасса со стороны Серебрянской дороги, — пояснили в пресс-службе администрации Мурманской области. — Ведется реализация пяти инвестиционных проектов, один из которых направлен на сохранение уникальных архитектурных и ландшафтных особенностей северного поселка, создание дайвинг-центра. Но главным туристическим проектом станет возведение эко-отеля, строительство которого уже ведется.
Кроме того, здесь хотят построить уникальные предприятия по переработке арктических деликатесов — северных ягод, мидий, ламинарии. По данным мурманского руководства, поток туристов в этот поселок растет постоянно. Например, приезжающие в Заполярье китайцы обязательно включают в экскурсионную программу Териберку.
— Звягинцев показал в своем фильме то, что и так все знали, но посыл картины оказался направлен на то, чтобы изменить ситуацию. Надо радоваться, что после «Левиафана» началось возрождение Териберки. Возможно, это произошло благодаря красивым кадрам северной природы. Приятно, когда искусство реально способствует улучшению жизни. Когда я снимал «Анну Каренину», на ипподроме в Химках мы построили красивые трибуны в стиле XIX века. Недавно узнал, что трибунами широко пользуются зрители. Это было приятно, — рассказал «Культуре» режиссер Карен Шахназаров.
Цена вопроса
Стоимость проектов по переустройству городов часто выглядит огромной. И многие жители заведомо не согласны, что перемены необходимы (так было и с Москвой, которая преображалась медленно и под нескончаемые разговоры о том, что нужно «оставить все как есть»). Может быть, действительно, «деньгам стоит найти лучшее применение», как говорят критики?
— Нельзя отделять одно от другого, — отметил в интервью «Культуре» заслуженный архитектор РФ, президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. — Переустройство городов, нацеленное на создание комфортной среды, и есть социальная программа. Ведь она направлена на улучшение жизни всех горожан, а не отдельной категории населения.
— Часть людей, особенно не из самых обеспеченных слоев, считает, что сейчас не время вкладывать деньги в благоустройство городов и лучше их тратить на увеличение пенсий и зарплат, — пояснил «Культуре» психиатр-криминалист Михаил Виноградов. — Но мало кто задумывается о том, что в благоустроенных районах резко сокращается число преступлений. Там уже даже не встретишь пьяных. Криминал идет рука об руку с неустроенностью. Бандитам нужны темнота, разруха, пустыри, одинокие прохожие. Все это пресекается, если улица хорошо освещена, если на ней вымощены тротуары, если на красивых скамейках сидят люди. Меняется и психология горожан. Положительного становится больше, исчезает напряжение человека, ждущего нападения из темноты.
Города на грани фантастики
Мировых проектов, направленных на создание благоприятной среды для населения, с каждым годом становится все больше. Так, например, китайское правительство одобрило возведение экологического города Чэнду Тяньфу (Great City), где не будет автомобилей. Добраться в любую точку города за 10 минут поможет уникальная проектировка: жилой комплекс расположится в самом центре, а дороги, офисные и административные здания — вокруг него. При этом количество потребляемой воды уменьшится на 58 процентов, электроэнергии — на 48 процентов, количество отходов — на 89 процентов.
В пустыне ОАЭ строится город Масдар. В нем не будет небоскребов, заводов и автомобилей. Главная его особенность — полная независимость от традиционных источников энергии. Масдар станет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Он будет первым мегаполисом на земле, не загрязняющим атмосферу.
В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture считают, что плотная застройка — одна из визитных карточек городов будущего. Специалисты намерены модернизировать по такому плану шведский Гётеборг. Использование крыш для размещения огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в свежих продуктах и электроэнергии.
Один из самых оригинальных проектов — NeoTax. Его суть — в строительстве не только вверх, но и в стороны. Дома в городе будут занимать небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10–20 этажа они разрастутся во всех направлениях. Таким образом удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей будут обладать большим пространством для жизни и работы.
Фото на анонсе: Андрей Никеричев/mskagency.ru