08.09.2013
o;, организованной Политехническим музеем. Среди без малого 60 экспонатов более сорока — из коллекции Мятиева.Это редкая возможность их увидеть. В России нет веломузея с постоянной экспозицией. Создать его — заветная мечта Мятиева. Он увлекся раритетными велосипедами еще в школе. Первый стоящий экземпляр — итальянской фирмы Вianchi 1936 года — приобрел в 1988-м, на деньги, сэкономленные на школьных завтраках. Уже совсем скоро новый хозяин со своим «железным конем» участвовал в нескольких выставках старинной техники. После этого Андрея было не остановить. Сейчас он обладатель более четырех сотен экспонатов (некоторым из которых более полутора веков) и источник информации по прошлому, настоящему и даже будущему старинных велосипедов.
культура: Один из самых эффектных велосипедов на выставке называется «пенни фартинг». Откуда такое денежное название?
Мятиев: Это представитель так называемых высоких велосипедов. Они знакомы многим по фильмам, книгам. Переднее колесо очень большого диаметра, а заднее — совсем маленькое. В Англии такие велосипеды называли «ординари байсикл», то есть обычный велосипед — для своего времени он был обычным, или — «пенни фартинг» — по аналогии с диаметрами самой большой и самой маленькой английских монет. Еще их называли — «хай байсикл» — в английском, как и во всех остальных языках: то есть высококолесный велосипед. И только в России прижилось довольно странное название — «паук». Связано это, видимо, с тем, что переднее колесо с плотным переплетением спиц похоже на паучью сеть.
культура: Как появились «пауки»? На первый взгляд, конструкция явно несуразная, даже опасная… Как техника дошла до такого курьеза?
Мятиев: Все объясняется просто. На этих велосипедах не использовалась цепная передача. И конструкторы стремились, чтобы за один оборот педалей ездок проезжал как можно больший путь. Для этого нужно было увеличивать диаметр переднего — ведущего — колеса. Диаметр ограничивался единственной причиной — длиной ног ездока. Если ездок переставал доставать до педалей, значит дальше увеличивать диаметр нельзя. В моей коллекции велосипедов типа «паук» — девять. Самый большой — с передним колесом диаметром 62 дюйма. То есть под огромного двухметрового детину.
культура: А как садились на такого «паука»?
Мятиев: Это своеобразная операция. Ездок становится за велосипедом сзади, держится за ручки руля. На раме есть подпорочка, на нее ставится левая нога, правой ногой ездок отталкивается от земли и, пока велосипед двигается по инерции, прыгает в седло и едет дальше. Звучит ужасно. Но на практике не так уж и страшно. В Европе происходят даже гонки на таких велосипедах, в Англии это вообще традиция. Очень хорошие гонщики в Чехии. Тема сегодня довольно популярная.
культура: Рядом с «пауком» расположился «костотряс». Это тоже чисто русское название для велосипеда?
Мятиев: «Костотряс» присутствует во всех языках. О происхождении названия догадаться нетрудно. У этого самого раннего предка современного велосипеда — кованые рамка и вилка, колеса деревянные, окованные металлом экипажного типа. Изготовлен в 1865 году. Конструкция несет все признаки современного аппарата: два колеса в одну колею, педальный привод, седло, руль вращающийся. С «костотрясов» и началась история эволюции велосипеда. Например, педали, кажутся очень маленькими — считалось, что велосипедист должен нажимать на них почти одними каблуками, да и обувь того времени была миниатюрной. А специальные грузики на педалях сделаны для того, чтобы, когда велосипедист садился «в седло», педали всегда плоской частью смотрели на него. Весит такая машина около 38 килограммов, скорость — свыше 25 км в час. Первые велосипедные гонки произошли именно тогда — в конце 60-х годов XIX века, и соревновались на таких страшных по нынешним временам аппаратам.
культура: А Вы сами на них катаетесь?
Мятиев: У меня в коллекции есть два ходовых «костотряса». На обоих я ездил. А пару месяцев назад возглавлял колонну исторического велопробега как раз на полностью аутентичном «костотрясе».
культура: Похоже на обычный велосипед по ощущениям?
Мятиев: Название все описывает. Действительно, очень жесткий, тяжело управляется, и всю семикилометровую дистанцию я с этим велосипедом боролся.
культура: То есть физически человек должен был быть достаточно крепким, чтобы кататься на таком велосипеде?
Мятиев: В общем, да. В те годы велосипед был не только очень дорог, он еще был рассчитан на мощных эксцентричных мужчин, которые использовали его и как спортивный снаряд, и чтоб себя показать.
культура: Сколько стоил велосипед в то время?
Мятиев: Первые велосипеды такого типа были завезены в Россию из Европы, примерно тогда же, когда и появились. Стоили они около полутора тысяч рублей. Это была огромная сумма, поэтому доступен такой транспорт был очень немногим — либо аристократам, либо богатым купцам и промышленникам.
культура: А женщины? У них хватало сил управляться с «костотрясом»?
Мятиев: Дамская езда появилась гораздо позже. Изначально женщинам было не только неприлично кататься на подобной технике, но и технически невозможно: длинные платья с корсетами не совместимы с такими аппаратами.
Первые велосипеды для дам начали изготавливать в начале 1880-х годов. Это были велосипеды типа «паук», но не двух, а трех- или четырехколесные. То есть не было опасности упасть. Благодаря этому свойству дамы могли, не отказываясь от своих нарядов, совершать велосипедные прогулки. Естественно, о спорте речи не было. А дамская езда на двухколесных классических машинах — это уже достижение самого конца XIX века. Тогда же разгорелся дамский велосипедный вопрос: прилично или неприлично? Полезна или нет для женского организма езда на велосипеде? Шли яростные дебаты и в прессе, и в официальных учреждениях.
культура: По ходу истории велосипед был призван на войну — и на Первую мировую, и на Вторую. Чем он так полезен оказался?
Мятиев: История это длинная. Самостоятельные велосипедные подразделения появились в России в 1897 году, когда была развернута первая отдельная самокатная команда. В 1916-м М.М. Щипанов получил охранное свидетельство как автор «Дукса Боевого» — первой отечественной разработки. Принятие на вооружение российской армии складного велосипеда — большое событие в истории нашей техники. Во время обеих мировых войн велосипедные бригады в основном осуществляли разведку там, где невозможен был шум мотоциклов, но на своих двоих тоже было не пробраться. С велосипедом на войне много историй связано.
культура: А как сейчас поживает старый велосипед? Его удел — украшение выставок?
Мятиев: Сейчас, например, на выставке «Велосипед. Незнакомая история знакомого объекта» во Владимиро-Суздальском Музее-заповеднике. Там можно узнать, как появился велосипед в России, как развивалась связанная с ним культура с середины XIX века и до наших дней. Шестьдесят антикварных велосипедов — совершенно уникальных, и еще более 300 экспонатов и документов, которые дают представление о контексте: достижения российских велогонщиков, становление промышленности, путешествия на велосипедах. Но выставки, конечно, не всё. В начале этого лета в Сокольниках прошел «Исторический велопробег» — первый опыт в России. Участвовали 86 энтузиастов на исторических машинах 1865-1980 годов. Мы хотели реконструировать ряд реальных образов велосипедистов в мегаполисе XX века, показать, как замечательно и органично они вписывались в городской пейзаж и образ жизни. У нас даже требование такое было к участникам: гармония образа, соответствие одежды и аксессуаров веломашине. Такие акции привлекают внимание к велосипеду не меньше, чем новые пункты проката в Москве. А чем популярнее будет это дело, тем легче сохранять традиции.