20.02.2015
Выпущен и каталог, оформленный в стиле журналов начала XX века — с дореволюционной орфографией. И не с размышлениями нынешних искусствоведов, а с заметками тех, кто видел становление художника собственными глазами, — Александра Бенуа и Сергея Маковского.
У Тархова была непростая судьба. Купеческому сыну, казалось, на роду написано заниматься серьезными вещами, однако в 23 года он все бросил и выбрал живопись. Путь оказался извилистым: провал на экзаменах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, потом занятия в мастерской у Константина Коровина, с которым Тархов подружился. В 1899 году — отъезд во Францию, как оказалось, навсегда. Художник посещал занятия в Национальной школе изящных искусств, но в целом так и остался самоучкой. Источником вдохновения оказались парижские улицы. Позже семья: он женился на француженке Мари Ивонн Дельтей и создал немало работ, посвященных теме материнства. А «старшими товарищами» стали царившие тогда импрессионисты. Именно в подражании им некоторые злые языки и обвиняли Тархова еще при жизни.
Впрочем, зоркий Бенуа сразу отметил, что его картины — «простое, здоровое искусство человека, которого до сих пор у нас слишком мало знают и еще меньше ценят». Творчество Тархова можно определить как синтез импрессионизма и фовизма: быстрые удары кистью и в то же время — сочный ослепляющий цвет. Художник, живший в Орсе, писал все, что видел вокруг: например, подсолнухи или пашни — любимые образы Ван Гога. Правда, в работах русского мастера нет истеричности. Искусство Тархова полнокровно: ярко и жизнерадостно, как у Коровина, еще одного русского импрессиониста.
Деревенские натюрморты, кипящие жизнью бульвары, угрюмые химеры Нотр-Дам — все отмечено, как писал Сергей Маковский, особой искренностью. Это не игра приемами, а взгляд на жизнь сквозь живопись. Так, как умеет русский художник.