Художник, что рисует юг

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

03.07.2015

В выставочном зале Московского Союза художников открылась юбилейная выставка «Василий Нечитайло. Живопись. Графика. Эпоха». Здесь более сотни экспонатов — картин, принадлежащих семье мастера и почти неизвестных широкой публике.

Василий Кириллович родился на Кубани, и детство, проведенное на юге страны, определило тематику его работ. Он много писал казаков, колхозников, простых людей. В МГХИ им. Сурикова попал сразу на второй курс: будущего художника заметил Сергей Герасимов, один из главных советских импрессионистов. Под руководством мэтра Василий Нечитайло стал сталинским стипендиатом, а заодно — научился, как мало кто из его коллег, чувствовать цвет.

— Лучшей своей вещью Вася считал последнюю картину «Красные партизаны», созданную в 1977 году, — рассказала вдова художника Мария Савченкова. — Она мне поначалу не слишком нравилась. Но теперь вижу — и правда хорошая работа. Муж целиком отдавал себя творчеству. Другой жизни не было.

Главные картины Нечитайло — многофигурные композиции, однако мастер был и потрясающим портретистом. На выставке можно увидеть карандашные изображения коллег по цеху — например, Виктора Иванова. Не менее поразительны живописные портреты: матери, сына, жены, а также случайных знакомых вроде «Старика из Чегема» (1969). Некоторые картины кажутся настоящими аллегориями — как, скажем, «Бабушка с внучкой» (1969). Старуха с молодыми ярко-синими глазами наводит зрителя на мысль: юность быстротечна, а круговорот жизни и смерти невозможно остановить.

Отдельных слов заслуживают пейзажи. Нечитайло каждый год ездил в родные края. Написанные широко и свободно, южные виды кажутся знакомыми и родными: будь то заросшие полынью степи, хлебные поля или морской горизонт с ярко-рыжим закатным солнцем. Хранивший до конца дней впечатления детства, художник щедро делился ими со зрителями, порой принадлежавшими уже к совсем другим поколениям.