19.10.2017
Это произведение считается вершиной Вучетича-скульптора, ярким воплощением его эстетики. Меч — оружие и карающее, и дарующее мир, — мастер первоначально вложил в руку более раннему памятнику — «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке: тот разрубает лезвием свастику. Вневременной символ в итоге стал лейтмотивом: с мечом изображена не только «Родина-мать» (она должна была держать красное знамя, но художник отказался от этой идеи). Превращает клинок в плуг гигант у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке («Перекуем мечи на орала»). Умение оставаться остросовременным и в то же время избегать явных исторических привязок — свойство таланта Вучетича, выделявшее его среди ваятелей XX века.
Прошлое столетие знает немало примеров произведений искусства, тесно связанных с политической повесткой. Советский классик, разумеется, творил на злободневные темы, однако в отличие от некоторых коллег, лепивших для заработка бюсты вождей, не допускал фальши. Вучетич был цельным человеком, с характером, «вырезанным» четко и крупно. Как вспоминают друзья и близкие, верил в то, что делал, хотя и не закрывал глаза на проблемы. Принципы испытывал жизнью: в 1941 году Вучетич, уже заявивший о себе скульптор, ушел добровольцем на фронт, где прошел путь от рядового солдата-пулеметчика до капитана. Был контужен и после лечения зачислен в Студию военных художников имени Грекова. Пережитое забыть так и не смог. Его отношение к чести и самопожертвованию выразилось в памятнике генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову, героически сражавшемуся под Вязьмой. Оказавшись в окружении, командарм застрелился, но так и не сдался врагу. В многофигурной скульптурной композиции Евгений Викторович изобразил и себя: бойца с забинтованной головой.
Уже в этой работе 1946 года проявились особые свойства художника: резкие, динамичные жесты, экспрессия и одновременно почтительное отношение к образцам классического искусства, ориентация на античное и ренессансное понимание телесности. Автор наделял героев характерными, индивидуальными чертами, однако использовал и предельное обобщение, возносящее людей до полубогов. Его персонажи выглядели глыбами, настоящими атлантами: масштаб монументов лишь усиливал это впечатление.
В «Родине-матери» искания художника достигли кульминации. Героический женский образ получился вечным, вневременным. Что же послужило источником вдохновения — древнегреческие скульптуры? «Свобода на баррикадах» Делакруа? Знаменитый плакат Ираклия Тоидзе? В любом случае Вучетич и здесь не изменил своему стилю. Его упрекали: мол, у статуи неудачное выражение лица, открыт рот. Однако мастер вовсе не стремился к салонной «красивости»: главным было создать мощный экспрессивный образ.
Монумент возводили восемь лет: первые работы начались еще в 1959-м. Автор постоянно вносил изменения в проект, искал лучшее решение. Уже были построены две огромные лестницы, ведущие к скульптуре, когда Вучетич передумал и убедил Хрущева — надо, чтобы люди поднимались по своеобразному серпантину. Полая внутри фигура получилась тяжелой: восемь тысяч тонн. Специально для памятника соорудили насыпь, для чего понадобилось 150 тысяч тонн земли.
Поражающая воображение скульптура при этом оказалась еще и хрупкой. Вскоре она потребовала серьезной заботы. В 1972-м и 1986-м ее реставрировали: заделывали многочисленные сколы на поверхности, меняли меч. Сейчас на Мамаевом кургане вновь идут восстановительные работы: латают «раны», нанесенные ветром и дождями, собираются обновить металлические тросы, скрепляющие конструкцию изнутри. В леса «Родину-мать» оденут только после чемпионата мира по футболу — 2018. Все должно быть завершено к 9 Мая 2019 года.
Одинокий «волк» (именно так переводится с сербского фамилия мастера) оказался фигурой непонятой и даже трагичной. Несмотря на огромный прижизненный успех, мастер до сих пор не получил заслуженной оценки. В чем же причина? Вероятно, в том, что скульптор принадлежал своему времени, и его наследие трудно оценить вне контекста ушедшей эпохи. Трудно, но необходимо — произведения Вучетича имеют подлинную, непреходящую ценность. Перед нами большие творения настоящего художника.
Фото на анонсе: Юрий Абрамочкин/РИА Новости