Милош Бикович: «Михалков способен разбудить в актере самое лучшее»

Денис СУТЫКА

11.05.2017

15 мая на канале СТС стартует второй сезон популярного сериала «Отель Элеон» — спин-оффа «Кухни». Накануне премьеры «Культура» встретилась с исполнителем одной из главных ролей сербским артистом Милошем Биковичем. Говорили о кино, Дне Победы и тесных связях между нашими странами.

культура: Вы довольны своей работой в сериале?
Бикович: Для меня честь принимать участие в столь успешном проекте. Недавно в Сербии по телевидению начали крутить «Кухню», она очень популярна. Надеюсь, в следующем году покажут «Отель Элеон». Некоторые люди уже посмотрели его в интернете и пришли в восторг. Коллеги отмечают, что совершенно иначе представляли себе российские сериалы. В Сербии жив предрассудок, что русское кино — это прежде всего драма или тркагедия. Для многих стало неожиданностью, что вы знаете толк в комедиях. Из русских юмористических произведений у нас хорошо известны только рассказы Чехова.

культура: В первом сезоне «Отеля» Ваш герой — эдакий мачо, желающий затащить в постель каждую симпатичную девушку. По закону жанра в продолжении перед нами предстанет остепенившийся серб?
Бикович: Думаю, да, Бог никого не оставляет. Даже тех, кто, как Павел, ведет не совсем правильный образ жизни. Мне кажется, в таком существовании нет любви. Немного поумнев, мой герой меняет взгляды. Когда человек проходит через трудности, покидает зону комфорта, то взрослеет и психологически, и эмоционально. Называйте это как хотите — квантовым скачком или инициацией. Мы подсознательно ищем возможности для роста. Так происходит и с моим персонажем.

культура: Каждый сыгранный герой живет в артисте, а иногда роль начинает управлять судьбой. Какие отношения сложились у Вас с Павлом?
Бикович: Люблю думать, что именно я его сотворил, но на самом деле он тоже влияет на меня. Хотя здесь нет прямой зависимости. Если играю бабника, то вовсе не значит, что сам такой в жизни, а когда примеряю образ убийцы, не факт, что способен совершить нечто подобное в реальности. Любая роль высвечивает какие-то уголки души, где прячутся схожие мысли и мотивации. Они свойственны всем людям, но, как правило, спят. Актеру же приходится высвобождать их для работы. Так артист познает себя. По крайней мере хочется в это верить.

культура: В этом году Вас назвали «самым стильным мужчиной» по версии журнала Hello. Часто бываете на светских тусовках и кинопоказах. Чем привлекают подобные мероприятия?
Бикович: Они просто часть моей профессии. Не скажу, что там скучно и неприятно, но, если честно, куда больше люблю сидеть в кругу друзей и разговаривать по душам. Мне это гораздо ближе, чем являться куда-то, где приходится отвечать на вопросы и стараться шикарно выглядеть. Что касается награды, то я благодарен журналу за признание. С точки зрения шоу-бизнеса это очень важно. Хочется верить, что судьи оценили стиль жизни, проистекающий из моей системы ценностей, а не только, как я модно или дорого одет. Однако для меня куда весомее премии, присуждаемые за актерское мастерство: мне еще многому предстоит научиться. Вообще же считаю себя человеком малообразованным.

культура: Трудно согласиться. Напротив, насколько нам известно, Вы хорошо знаете историю Сербии, да и России тоже. Как думаете, нужны ли массам глубокие знания этого предмета?
Бикович: Конечно. Посмотрите, что происходит на Украине. Подобный сценарий был реализован в 90-е годы у нас, в Югославии. К сожалению, сегодня люди совсем не интересуются даже своей историей, что уж говорить про чужую. Иначе бы заметили, как все возвращается. Историю надо учить хотя бы для того, чтобы не повторять прежних ошибок и не поддаваться на различные манипуляции. Только так можно начать понимать, что совершается вокруг, и попытаться предугадать будущее.

культура: Вам, видимо, интереснее всего сниматься в исторических картинах?
Бикович: Представьте себе, у меня нет ни одной сербской ленты, действие которой происходило бы в XXI веке. Как правило, мой герой родом из начала двадцатого. Соотечественники удивляются, когда видят меня на улице в джинсах — настолько привыкли к историческим облачениям. Кстати, сейчас снимаюсь в многосерийном фильме «Окрыленные», где события, как и у Никиты Михалкова в «Солнечном ударе», разворачиваются на фоне русской революции.

культура: Михалков открыл Вас российскому зрителю в картине «Солнечный удар». Чем запомнилась работа с ним?
Бикович: Никита Сергеевич по-особому чувствует кино. Я еще ни разу не встречал режиссера, который бы так много времени уделял подготовке и репетициям. Кроме того, он способен разбудить в актере самое лучшее. Это настоящая майевтика. Среди моих любимых лент Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «12». Еще, конечно же, «Утомленные солнцем 2». Некоторые сцены в картине просто гениальны. К примеру, когда в финале герой встречается с дочерью на минном поле. Там каждый кадр несет в себе определенный символ, при этом ничего зрителю не навязывая.

культура: Вы отметили 9 Мая в Москве...
Бикович: Да, участвовал в акции «Бессмертный полк». Мой дедушка воевал вместе с русскими на севере Сербии. В детстве он рассказывал мне историю о том, как впервые встретился с вашими солдатами. Все обнимались, плакали. Дед увидел накрытые брезентом машины и решил подойти, посмотреть. Ему запретили, но он все равно рванул, и тогда красноармеец, с которым они только что обнимались, выстрелил в воздух. Тут дедушка понял, насколько остро, несмотря на широту души, в русских развито чувство долга. Там, под брезентом, находились «Катюши». Это являлось военной тайной, и никто о ней не должен был знать.

«Бессмертный полк» — прекрасный проект. В нынешнем году он прошел в Сербии во второй раз. Я лично приглашал людей, чьи близкие воевали, выйти 9 Мая на улицы Белграда.

культура: На Западе все активнее отвергают решающую роль СССР в разгроме фашизма, ставят под сомнение итоги Второй мировой. Как с этим обстоят дела в Сербии?
Бикович: Проблема в том, что в Югославии тогда происходили события, схожие с вашей Гражданской войной. Были свои белые и красные. С тех пор люди разделились и до конца так и не помирились. Россия смогла найти компромисс, принять собственную историю и жить дальше. Нам же пока это не удается. Вдобавок постоянно мешают. С одной стороны, мы не хотим отказываться от собственного взгляда на свободу, правду и достоинство. С другой, знаем, как выглядит «демократия», особенно если насаждается бомбардировками. Вроде бы вы можете поступать так, как хотите, но лишь в рамках дозволенного, иначе ваши города сравняют с землей. Так что итоги Второй мировой с точки зрения современной политики у нас неоднозначны. Но при этом народ Сербии достаточно четко идентифицирует своих и чужих, русских и нацистов. 

культура: Милош, Вы востребованы в российском кинематографе, а в театр не звали?
Бикович: Было предложение от очень талантливого режиссера сыграть в спектакле. К сожалению, из-за недостатка времени не сложилось. У меня, кстати, есть идея получить вид на жительство и открыть в России вместе с коллегами из Сербии продюсерскую компанию. Хотим создавать проекты, оберегающие историческую память наших стран. У нас ведь общие славянские корни. Потом связи царской семьи. Бабушка Ивана Грозного была сербкой, а монахи, учившие нашего просветителя Святого Савву, — русскими. Ваш народ очень много помогал нам в войнах с турками. Даже Толстой писал Вронского с реально жившего человека — Раевского, который погиб, защищая Сербию. Врангель похоронен в Белграде. Первый ударный кулак Кутузова против Наполеона возглавлял серб по происхождению Михаил Милорадович. Вспомните и белую иммиграцию. В 1925 году каждый пятый гражданин Белграда был русским. Архитектор Николай Краснов построил одно из самых красивых зданий в нашей столице. Считаю, что Россия и Сербия должны держаться вместе. Если мы не будем беречь память, то можем потерять друг друга... Но для реализации задуманного вначале необходимо получить вид на жительство в России и поддержку обоих государств. В культуре нужно думать стратегически. На 10–20 лет вперед как минимум.