05.06.2014
Открывая встречу, ректор ВГИКа Владимир Малышев призвал гостей к конструктивному диалогу, подчеркнув: «Пока мы живы, никому не позволим оплевывать и разрушать ВГИК. Наша задача — хранить традиции легендарных отцов-основателей — Эйзенштейна, Пудовкина, Герасимова — и одновременно вводить инновации». Проректор по учебно-воспитательной работе Елена Русинова рассказала о жизни вуза в сухих цифрах и фактах. Сегодняшний ВГИК — это не только традиционно впечатляющий конкурс (500 человек — на режиссерский курс, 2500 — на актерский), но главная кузница российского кинематографа. Комплексный подход к обучению на семи факультетах и в четырех филиалах осуществляется по 23 образовательным программам. Вуз все активнее сотрудничает с ведущими мировыми киношколами, не простаивает учебная студия, активно внедряются электронные и дистанционные формы заочного обучения. Студенческие работы все чаще побеждают на международных фестивалях (в этом году они удостоились более сорока призов), трудоустраиваются 98% выпускников (правда, в основном на телевидении — по краткосрочным договорам).
Завкафедрой игровой режиссуры Владимир Хотиненко отметил: главное достоинство ВГИКа — индивидуальная система обучения, живой процесс передачи творческого опыта. В результате реформ среднего образования вузы получают чудовищно безграмотных абитуриентов. Коллегу поддержал руководитель кафедры драматургии Юрий Арабов: «Из прошлого выпуска по специальности у нас сейчас работают две трети выпускников. Немало. Но это ничего не говорит о качестве образования. Мой друг, с которым я закончил ВГИК, как-то сказал, что институт ему ничего не дал. Соглашусь, но с одной оговоркой: завершив обучение, я продолжал писать и лишь через десять лет начал понимать то, чему меня пытались научить. Из моих мастерских вышли пять успешных драматургов, но не насчитаю и двух десятков крупных отечественных сценаристов за сто лет существования кино. К нам приезжали американские доценты, первое, что они произнесли, — слова восхищения классиками российской кинодраматургии. Главная задача — создание индустрии, а пока мы располагаем лишь отраслью. Ей необходимы частные, не облагаемые налогом инвестиции. Мне говорят: их станут «отмывать». Отвечаю: лучше уж здесь, а не где-то на знойных островах. В России 63 вуза имеют кинофакультеты. Форменное безобразие. Нам необходима двухлетняя магистратура для бесплатного обучения 28–29-летних неравнодушных, замотивированных студентов». Эту мысль безоговорочно поддержали все присутствующие. Сергей Сельянов посетовал на количественную нехватку кадров и их неготовность к интенсивной работе, вспомнил поговорку: ВГИК — вуз, в который очень трудно поступить, зато вылететь практически невозможно. Отрасль развивается, главный дефицит — дельные люди. Нужно вводить обучение английскому на уровне инязов, сокращать количество абитуриентов-школьников и повышать долю зрелых студентов.
Кроме общей нехватки талантов, ни одной претензии к университету высказано не было. Председатель индустриального совета по кинообразованию при Министерстве культуры РФ, продюсер Анна Крутова поведала о планах организации на базе ВГИКа двухгодичных курсов с привлечением преподавателей наиболее авторитетной в мире южно-калифорнийской киношколы. Ректор ответил, что в этом случае из одного университета может получиться два ПТУ. Очевидно, для этого эксперимента нужно будет поискать независимую площадку.
Завершив встречу, Владимир Малышев поделился с «Культурой» своим видением проблем кинообразования: «На индустриальном совете было предложено выделить бюджетные средства на двухгодичную киношколу с привлечением американских педагогов. К сожалению, в качестве обоснования этого проекта была высказана идея о недостатках классического вгиковского образования. Как вы видели, дело в другом — мы не темные бояре, которых нужно усилить заморскими «варягами». Однако, где бы ни осуществилось это начинание, ВГИК готов поддержать его своими опытными кадрами».