07.09.2012
Приключенческий фильм «1812: Уланская баллада» выйдет в прокат только 4 ноября — к Дню народного единства, а съемки исторического блокбастера «Василиса Кожина», включенного Министерством культуры в список официальных мероприятий по празднованию юбилея, закончились всего пару недель назад. Готовый фильм, в лучшем случае, можно будет увидеть в декабре.
С «Василисой Кожиной» история вообще получается нехорошая. В 2010-м картина профинансирована Фондом кино как социально значимый проект. И хотя госзаказ на патриотическую тематику выглядел предприятием вполне логичным, фильм вызывал недоумение. Смущала сама заявка, где на фоне событий Отечественной войны разворачивалась трагическая история любви русской крестьянки-партизанки и французского офицера.
Продюсер питерской студии RWS Юрий Сапронов был готов рассеять любые сомнения, заверяя в интервью, что «Василиса Кожина» станет самым масштабным международным проектом из всех когда-либо снятых в России. Подразумевалось серьезное участие французской стороны — здесь, видимо, следует искать корни русско-французской любовной линии. О международных амбициях говорит и тот факт, что в консультанты записался даже посол Франции в России Жан де Глиниасти. В режиссерах значился Дмитрий Месхиев, в жанре патриотического блокбастера ранее не замеченный, но, как казалось, вполне способный художественно освоить солидный бюджет.
Но юбилей приближался, и проект буквально таял на глазах. Беспрецедентный постановочный масштаб обернулся скромными (а для исторического фильма с батальными сценами — просто ничтожными) семью миллионами. Счастливо миновал год Франции в России, и об участии посла в качестве исторического консультанта больше не вспоминали. Куда-то исчезли французские копродюсеры, а международный статус «Василисы Кожиной» теперь ограничивался участием малоизвестного актера Жерома Кузана в одной из главных ролей. Роль, впрочем, тоже изменилась до неузнаваемости. Место политкорректной интернациональной любовной линии с прицелом на международный прокат заняла патриотическая история о запретной связи молодого барина Ивана и красавицы-крестьянки Василисы. В новой версии сценария родители барчука, оценив нехорошие перспективы мезальянса, отсылают сына из отчего дома, а крестьянку выдают замуж за деревенского старосту. Началась война — пока Иван сражается с французами, Василиса берется за вилы, чтобы защитить от захватчиков родную деревню. Границы социальной условности стираются, и у молодых появляется шанс быть вместе.
На роль Василисы утвердили Светлану Ходченкову. Главная мужская отошла Дмитрию Соломыкину. Ни Хабенский, ни Безруков в картине не задействованы, а это, как известно, дурная примета.
Что магистральный фильм выруливает на проселочную дорогу, окончательно стало понятно, когда Дмитрия Месхиева в режиссерском кресле сменил крепкий сериальный боец студии RWS Антон Сиверс, а полный метр приобрел четырехсерийную телеверсию. Эта затея с самого начала выглядела более перспективной. Ведь даже если Антон Сиверс изобразит Сергея Бондарчука и даже вдруг получит «Оскар», едва ли «Василиса Кожина» сможет собрать в теплых зимних кинозалах заметное количество патриотично настроенных граждан. Наблюдать за любовными похождениями легендарной русской партизанки холодной зимой 1812 года уютнее в домашних условиях.
Более определенными кажутся прокатные перспективы приключенческого фильма «1812: Уланская баллада». Тема Отечественной войны здесь обыгрывается в жанре авантюрного романа в духе Александра Дюма. Накануне Бородинской битвы тайный агент Наполеона крадет план сражения. На поимку шпиона в замок, где как раз гостит Наполеон, отправлены три улана. В исполнении Безрукова (!), Белого и Дужникова. На месте к троице ветеранов присоединяется молодой и скорый на любовь аналог д’Артаньяна (Антон Соколов). Между скупых строк синопсиса угадывается не юбилейный госзаказ, а естественное для коммерческой организации желание предложить конкурентоспособный продукт.
«Централ Партнершип» — при всем своем отрицательном обаянии — является одной из немногих кинокомпаний на рынке, которая из года в год честно пытается создавать зрительское кино, и оценивает свои проекты исключительно из прагматичных соображений. Скромный пятимиллионный бюджет в данном случае говорит не об экономии, а о трезвой оценке прокатных перспектив. Смущает разве что имя постановщика, Олега Фесенко, печально известного по «Стритрейсерам», «Ведьме» и «Саге о хантах».
Проблема российского патриотического кино кроется не в принципах госзаказа (если следовать исключительно логике рынка, то кинематографистам следует забыть о масштабных постановках, сосредоточившись на трехкопеечных комедиях), но, скорее, в принципах, по которым осуществляется государственное финансирование. Когда кинокомпании, по сути, не несут никакой ответственности за кассовые провалы. А за броскими патриотическими вывесками часто скрывается банальная неспособность предложить зрителям достойное развлечение.