22.07.2012
"Алиса" сделала мировой знаменитостью Льюиса Кэрролла, вернее, скрывавшегося под псевдонимом профессора математики Чарльза Лютвиджа Доджсона.
Сын приходского священника, Чарльз Доджсон был одарен в разных областях. Он был прекрасным математиком, сочинителем и рисовальщиком. Родителей огорчало лишь то, что их третий ребенок и первый из сыновей был левшой. Его переучивали, порой жестоко. В результате «внушений» Чарльз начал писать правой рукой и… заикаться.
До 12 лет Чарльз получал исключительно домашнее воспитание, затем продолжил образование в грамматической школе Ричмонда, а позже — в Рэгби Скул. Учился с легкостью, хотя отличником не был, а на досуге придумывал сказки для десяти своих братьев и сестер. Чуть позже Чарльз увлекся фотографией. В 1999 году на аукционе Sotheby’s снимки Алисы Лидделл, прототипа героини знаменитой сказки, сделанные Доджсоном в конце 1850-х, были куплены коллекционером из США за 656000 долларов.
Закончив школу, Доджсон отправился в Оксфорд, окончил колледж Церкви Христовой, был оставлен там лектором по математике, а чуть позже получил степень магистра и сан диакона.
Лекции по математике мистер Доджсон читал более 30 лет. Очевидцы свидетельствуют — получалось это у него довольно скучно — студенты за глаза называли профессора «сухарем». Образ жизни Доджсон вел замкнутый, предпочитая одинокие прогулки по окрестностям. На досуге писал стихи и философские труды, придумывал любопытные математические головоломки. Так продолжалось до тех пор, пока в колледж Церкви Христовой не назначили нового декана, Генри Джорджа Лидделла. Доджсон подружился с семейством Лидделла, особенно с его маленькими дочками. С ними он преображался — из зануды и сухаря в неутомимого рассказчика и выдумщика. Однажды десятилетняя Алиса, самая живая и непосредственная из сестер, попросила сочинить сказку, героиней которой стал бы не кто-то абстрактный, а она сама. И добавила: «И побольше всякой чепухи!» Доджсон рассказывал: «Очень хорошо помню, как в отчаянной попытке придумать что-то новое, я для начала отправил свою героиню вниз по кроличьей норе, совершенно не думая, что с ней будет дальше».
Алиса пришла в неописуемый восторг — и попросила Доджсона записать сказку. На Рождество 1864 года она получила в подарок рукопись с иллюстрациями автора. «Приключения Алисы под землей — рождественский подарок моей милой девочке» — так называлась сказка. (Сегодня рукопись, проданная ее владелицей, той самой Алисой, с аукциона и побывавшая в американской частной коллекции, хранится в Британской Библиотеке).
Издавать «чепуху» массовым тиражом Доджсон не собирался. Однако как-то раз зашедшему в гости к Лидделлам литератору Генри Кингзли попалась на глаза рукопись Доджсона. Он начал читать ее, да так увлекся, что даже опоздал к святая святых — five-o’clock, вечернему чаю… Вскоре рукопись легла на стол известному в те времена в Британии сказочнику Джорджу Макдоналду... В общем, Доджсон сдался на милость читающей аудитории. Он немного доработал свой литературный труд, назвав его в новой редакции «Алиса в Стране чудес». В начале июля 1865 года книга с иллюстрациями Джона Тенниела была издана лондонским издательством «Макмиллан». На обложке автором значился Льюис Кэрролл.
За первые десять лет «Алиса» пережила более тридцати изданий. А что же Кэрролл-Доджсон? Он досадовал, что шум вокруг «Алисы» затмевает его истинный талант, талант математика.
В конце концов, автор решил и вовсе отказаться от «Алисы»: «Я не имею никакого отношения к какому бы то ни было псевдониму или книге, опубликованной не под моим настоящим именем». Письма, приходящие на его адрес и адресованные Льюису Кэрроллу, он отправлял назад с пометкой: «Адресат не значится».
Однако факт остается фактом: за всю свою жизнь Доджсон опубликовал еще 256 книг, но всемирную славу принесла лишь та, от которой он так упорно открещивался.