Стас Намин: «Крученых, Матюшин, Малевич порадовались бы»

Елена СЕРДЕЧНОВА

08.09.2023

Стас Намин: «Крученых, Матюшин, Малевич порадовались бы»

По-летнему жаркий сентябрь напомнил московской публике о русском авангарде: Театр Стаса Намина представил на Московском урбанистическом форуме в Лужниках футуристическую оперу начала XX века «Победа над Солнцем».

XII Московский урбанистический форум попытался показать москвичам будущее столицы, в том числе использовав русский авангард. Для этого на фестиваль пригласили Театр Стаса Намина с реконструкцией первой русской футуристической оперы «Победа над Солнцем», которой в 2023 году исполняется 110 лет.

В 1913 году Объединенный комитет «Союза молодежи» — кубофутуристы — решают создать футуристический театр, который должен был перевернуть представление публики о театре. Так появляется спектакль-опера «Победа над Солнцем» поэта Алексея Крученых, композитора Михаила Матюшина и художника Казимира Малевича.

Постановка была посвящена строительству нового сияющего будущего, которое могло быть достигнуто только после разрушения старого. Каждый из соавторов вносил в этот процесс свою лепту: Малевич — супрематическими конструкциями, Крученых — специально придуманными словами, которые называл заумью, а Матюшин — хаотичностью музыкального ряда.

В 1917 году Малевич в статье «Театр» так писал об этой постановке: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».

Сама же опера навсегда вошла в историю культуры, и произошло это во многом из-за вклада художников-оформителей, в первую очередь Малевича. Первых постановок — любительских и скандальных — было две: в 1913 году в Санкт-Петербурге и в 1920 году в Витебске. Затем оперу забыли, и лишь в 1980-х произошел настоящий взрыв: спектакль начали реконструировать, но зачастую удавалось это плохо.

В преддверии столетнего юбилея знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, который и появился впервые в этом спектакле, Русский музей предложил театру Стаса Намина воссоздать оперу футуристов. К 2015 году коллектив представил постановку «Победа над Солнцем» на трех известнейших международных площадках: на выставке современного искусства Art Basel в Швейцарии, на Московской международной биеннале современного искусства и в музее фонда Louis Vuitton в Париже. Поучаствовала опера и в Гаванском фестивале театрального искусства, а в 2017 году — в Международном фестивале в Равенне.

Художественный руководитель театра Стас Намин рассказал «Культуре», что реконструкция оперы была проведена со всей тщательностью, а на открытом воздухе спектакль ставится впервые.

— От партитуры Михаила Матюшина остались лишь разрозненные фрагменты, поэтому потребовалась серьезная работа. К счастью, сохранилось полное либретто Алексея Крученых, а также эскизы костюмов, созданные Казимиром Малевичем. Более того, считается, что именно в «Победе над Солнцем» появился знаменитый «Черный квадрат», квадрат как антитеза кругу-солнцу. Этой опере открытое пространство подходит, она очень «зрительная» и при этом камерная. Наша постановка — единственная в мире удачная реконструкция спектакля 1913 года. Во многом это связано с тем, что мы очень плотно сотрудничали с Русским музеем, который передал нам эскизы костюмов и уникальные архивные материалы, — рассказал он.

Намин считает, что в 1913 году и в 1920-м эта «Победа над Солнцем» была студенческой полухулиганской постановкой, для которой главное было заявить новый футуристический театр. «Наминцы» же поставили серьезный спектакль, который идет в театре Стаса Намина почти 10 лет. «В общем, поставили так, как задумывали авторы, поэтому жалко, что сейчас нет ни Крученых, ни Матюшина, ни Малевича, а так бы они порадовались», — уверяет он.

Артист, заместитель художественного руководителя Театра Стаса Намина Владимир Филиппов добавляет, что вначале Русский музей сам изготовил костюмы для постановки.

— Они полностью соответствовали сохранившимся эскизам, но в них невозможно было двигаться, а ведь каждый артист — творец, он хочет придумать своему персонажу пластику, придать выразительности всеми способами, тем более в такой интересной пьесе, как «Победа над Солнцем». В неудобных костюмах это было сделать сложно. Нам пришлось шить костюмы самостоятельно — в пошивочном цехе театра, но опять же по эскизам, хранящимся в Русском музее и под его чутким руководством. И сразу опера «пошла», — делится актер.

По словам художника-постановщика спектакля Кати Горячевой, сложности при постановке были, но из них и состоит работа в театре. Над спектаклем трудилось множество людей, композиторы собирали ноты из оставшихся материалов, бережно их восстанавливали. Постановку готовили в два раза дольше, чем обычный спектакль. И получилась прекрасная работа, которую очень любят и артисты, и зрители. Потому что эта опера нестандартная, в ней есть место для самовыражения и творчества и, самое главное, особая энергетика.

Владимир Филиппов подводит своеобразный итог, объясняя популярность авангарда. «В нем есть символ, а люди сейчас не хотят видеть обыденность, землю, они хотят видеть какую-то перспективу, которую дает фантазия».

Эту перспективу увидели зрители. Завороженные молодые люди, пришедшие на форум развлечься, не отрывали взгляд от происходящего на сцене, а маленькие дети с восторгом прыгали в такт странной и громкой музыке. И те и другие наблюдали, как ожившие картины футуристов — человечество — в очередной раз проиграли Солнцу.

Фотографии предоставлены Театром Стаса Намина.